Глава 17. Azerichild.info
Стереотипы поведения формируются у ребенка в первые годы жизни, т. е. принадлежность к этносу не является врожденной, а приобретается в процессе социализации[477].
Принято выделять три этапа в формировании национальной идентичности:
1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые — фрагментарные и несистематичные — знания о своей национальной принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;
2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своим государством, осознает основы идентификации (национальность родителей, место проживания, родной язык), у него просыпаются национальные чувства;
3) в 10-11 лет национальная идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику бытовой, в том числе и этнической, культуры.
Любой человек на протяжении своей жизни приобретает множество стереотипов о других этносах, нациях и народах. И в случае детей формированию стереотипов способствует старшее поколение, родители, о чем было подробно изложено в предыдущей главе.
«Цементирует» эту благодатную почву уже государственная пропаганда на следующем этапе. С течением времени этнические стереотипы в сознании ребенка заседают настолько глубоко, что даже при желании и осознании проблемы от них крайне сложно избавиться. А в случае, если референтные группы продолжают оказывать давление на индивида, насаждая эти стереотипы, то избавиться от них становится практически невозможно.
Человеку может показаться, что его представления о каком-то этносе – это его личное мнение, но на самом деле он ретранслирует мнение авторитетной для него референтной группы (свой этнос, народ). Этнические стереотипы в основном проявляются подсознательно, однако незаметно влияют и на самосознание личности. Одним из таких проявлений является восприятие информации, которая соответствует установке и подтверждает стереотип, а все остальное отвергается.
Одним из самых эффективных способов насаждения «образа врага» в обществе является образование. Учитель в глазах ученика – авторитет, а информацию, черпаемую из книг, дети воспринимают как непререкаемую истину и, не подвергая ее критическому анализу, молниеносно усваивают. Еще более убедительны для детей утверждения учителя, которые не идут вразрез с их представлениями и стереотипами, с которыми они приходят в школу, черпая их в семье, из телевизора, среди сверстников во дворе и пр.
Таким образом, можно утверждать, что дети и подростки – самая уязвимая группа, подверженная наиболее эффективной антиармянской пропаганде в Азербайджане. Подобная государственная политика еще больше усугубляет этно-конфессиональный, культурный и территориальный конфликт между двумя народами.
В качестве продукта пропаганды армянофобии среди детей в Азербайджане можно привести в пример многочисленные сказки и детские рисунки, представленные на сайте проекта Azerichild.info, в которых отчетливо отражен образ врагов-армян, которые практически всегда выступают негативными героями. На детских рисунках основной сюжет – жестокое убийство азербайджанских детей и женщин военными-армянами.
Рассмотрим конкретный пример: в рассказе «Армянин»[a], признанном в 2008г. Министерством молодежи и спорта Азербайджана «Рассказом года», автором которого является член Союза писателей Азербайджана Эльхан Зейналлы, 65 раз применяется негативизация образа армян, проявляющаяся в различных клише: «кровопийца», «подлый», «двуличный», «убить всех армянских собак», «сжечь армянских мужчин», «изнасиловать армянских женщин», «задушить армянских детей», «армяне-нелюди» и пр. Азербайджанцы в рассказе упоминаются только в позитивном ключе, количество положительных эпитетов – 23: «незлопамятные», «добрые», «уважающие родителей», «отважные», «дружелюбные», «заботливые», «толерантные» и пр.
Данный рассказ, сеющий вражду и пропагандирующий откровенную армянофобию, в Азербайджане включен в школьную программу для внеклассного чтения.
В целом исследование около 50 художественных произведений и 100 детских рисунков показало, что пропаганда ненависти по отношению к армянам в Азербайджане насаждается государством еще с детства. Постоянно повторяющиеся негативные формулировки действуют даже на взрослых, что уж говорить о неокрепшей психике детей?
Примечательно, что такая пропаганда ненависти и эмоциональность подаваемой информации отражает скрытые страхи азербайджанского общества, а ситуация в стране проецируется на армянское общество. Агрессивные призывы и навешивание ярлыков в свою очередь помогают на вербальном уровне справиться с психологическими проблемами и комплексом неполноценности, наследуемыми со времен поражения в карабахской войне.
Однако, воспитывая детей в духе ненависти, агрессии и враждебности, власти Азербайджана создают опасного для своего же общества индивида, который за неимением других «объектов» вымещения агрессии будет мстить более слабым – жене, ребенку, старикам и пр. Также «выходом» становится алкоголь, наркотики и суицид. Во всех этих категориях сегодня мы видим в Азербайджане резкий статистический рост.
Еще один примечательный момент – это изображение армян на рисунках грозными военными с оружием. То есть в сознании ребенка формируется образ армянина как мощного, сплоченного, военизированного врага, и, как следствие, возникает страх по отношению к этому образу. И если в мирное время такой образ армян помогает консолидировать азербайджанское общество, то в условиях войны чувство страха перед этим образом станет серьезной проблемой. Возможно, власти Азербайджана не осознают, что такая пропаганда мешает естественному психологическому развитию общества, создает опасных для социума людей и понижает боеспособность армии.
Рисунки азербайджанских школьников | |
Выполнен преимущественно в ярких красках, выделяется красный, который свидетельствует о наличии агрессии. Слева военный в советской форме, который собирается убить мирную азербайджанскую семью, не жалея ни женщину, ни ребенка. | На картине изображена надпись «Ходжалы», выложенная из горящих зданий. Рисунок преимущественно выполнен в красных, агрессивных тонах. На картине изображены армянские танки, с четырех сторон окружившие «Ходжалы» и стреляющие по объятым огнем домам азербайджанцев. |
На картине изображены «события в Ходжалу». Армянин в обличии монстра держит в одной руке окровавленный кинжал, в другой- бомбу, на которой написано «Ermeni» («армянин»). С языка и кончика кинжала монстра течет кровь, которая заполняет весь город. Из рисунка становится ясно, что армяне у ребенка ассоциируются с монстрами, которые топят в крови его родину. | Люди в военной форме с оружием в руках напали на мирных граждан, убив одного из них, в то время как вражеский танк пытается сровнять с землей машину, принадлежащую азербайджанцу. Мирные азербайджанцы стоят с вытянутыми вверх руками, рассчитывая на уступки, сотрудничество. |
Магистр кафедры социальной психологии ЕГУ Мариам Ахназарян. |