Глава 11. Антиармянская паранойя
Паранойя – вид расстройства мышления. Страдающие ею люди отличаются обострённым недоверием к окружающим, обидчивостью, подозрительностью, ревностью, склонностью видеть в случайных событиях козни недоброжелателей, неспособностью забывать и прощать обиды, воспринимать критику. У них могут возникать сверхценные идеи, на основе которых параноик может выстраивать сложные и логически проработанные теории заговоров против себя.
В индивидуальном проявлении паранойя легко поддается диагнозу, так как параноик находится в окружении лиц с нормальным восприятием реальности.
Другое дело – паранойя коллективная. Если и есть среди них нормальные, то они вынуждены прикидываться и разделять коллективный бред. В редких исключениях они пытаются отстоять свое понимание действительности, при этом становясь объектом преследований и подвергаясь остракизму со стороны своего же окружения.
В Азербайджане, помимо того, что вводятся жесткие запреты на любое позитивное упоминание и описание армян, внутреннее информационное пространство наполняется сведениями, как мы ознакомились выше, не просто далекими от реальности, но и фантастическими и невероятными. Любые проявления негативного свойства – от природных явлений до социально-экономических проблем – приписываются коварной воле самих армян или завистливым недоброжелателям, которых спонсируют армяне.
Зачастую такая паранойя принимает самые немыслимые формы. Особое место в этом ряду занимают произведенные в Армении или этническими армянами в других странах товары, которые находятся под запретом. А вокруг товаров, случайно попавших на прилавки азербайджанских магазинов, поднимается невероятная шумиха.
На заре возникновения этой борьбы, когда основания и мотивация не были отрегулированы согласно идеологии и логике, в качестве оправдания за запрещение и уничтожение товара приводились самые нелепые причины. Как, например, история с армянским коньяком и кофе, которые были изъяты и уничтожены.
Сайт «Azeritoday.com»: «Государственный таможенный комитет Азербайджана в рамках кампании «Нет контрабанде» обнаружил в торговой сети Баку просроченные кофе и коньяк производства Армении»[309]. Найденные товары были утилизированы в присутствии журналистов. Как сообщил начальник сектора Государственного таможенного комитета Азиз Меджидов, уничтоженные продукты были признаны экспертизой негодными к употреблению
Позже, отрегулировав категориальный аппарат и приведя его к более или менее логическому, с точки зрения действующей пропаганды, объяснению, наличие армянских товаров стали преподносить как проявление терроризма, направленного на нанесение целенаправленного вреда населению Азербайджана. Следует отметить, что зачастую информация не соответствует действительности или умышленно искажается для еще большего нагнетания обстановки.
Сайт «Bia.az»: «В Азербайджане в отношении педиатра, советовавшего своим пациентам детские смеси «Nutrilak»[a] российской компании «Nitritek», начались проверки правоохранительных органов, а врачу грозит до 8 лет лишения свободы за рекламу продукции, поскольку компания принадлежит армянам. «Безусловно, не может быть сомнений относительно чистоты продуктов питания для наших детей, производящихся армянами. Есть необходимость в серьезной экспертизе»,– пишет сайт[310].
Товары, вызывающие сомнения или причинившие вред потребителю, в первую очередь подвергаются экспертизе на предмет «этнического состава руководства поставщика». Далее спектр расширился до упоминаний сходства или подозрений в армянском происхождении товара, вплоть до региональной языковой маркировки.
Сайт «Gunxeber.com»: В Баку из продажи изъяты женские кофты турецкого производства, цвета которых напоминают армянский флаг. «Сначала продавцы не поняли, в чем проблема, но когда уяснили – впали в шоковое состояние и осознали, какую совершили ошибку. Продавцы убрали все блузы и обещали вернуть их оптовикам, импортирующим товар из Турции», – пишет сайт «Gunxeber.com»[311].
Газета «Бизим йол»: На втором этаже недавно построенного в Баку торгового центра «Бина» находится магазин женской одежды, где вся одежда принадлежит армянской марке «Арцах»[b]. Председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эйюб Гусейнов в беседе с газетой заявил, что если раньше Государственная служба по контролю над потребительским рынком при министерстве экономического развития Азербайджана выявляла и ликвидировала с рынка армянскую минеральную воду, сигареты и кофе, то сегодня по неизвестным причинам эта Служба не контролирует рынок[312].
Сайт «Хаккин.аз» опубликовалфотографию меню «Travelers’sCoffee»– одного из престижных бакинских ресторанов. На фото в ингредиентах одного из блюд был отмечен армянский лаваш. Юрист компании «Travelers’sCoffee»Сирадж Пириев нашел автора фото – соцжурналиста Азера Айдемира, написал ему несколько громких писем, в которых пригрозил ему судом и неприятностями. «При этом юрист С.Пириев, признав наличие армянского лаваша в этом ресторане, почему-то поспешил заметить, что владельцы ресторана «Travelers’sCoffee»ужеисправили ошибочку (?!), заменили слово армянский на азербайджанский»,– отмечает сайт[313].
Сайт газеты «Ени мусават»: В Бакинском супермаркете «Дениз» продается индийский чай, на котором есть маркировка и на армянском языке. Чай по заказу российской компании «Диалогторг» производится и фасуется в Шри-Ланке. Пресс-секретарь Государственного комитета по стандартизации, метрологии и патентам Азербайджана Фазиль Талибли сообщил, что продажа товаров с маркировкой на армянском языке в Азербайджане запрещена.
«Недавно в Масаллинском районе были обнаружены в продаже сухофрукты с маркировкой на армянском языке «Севан». Комитет оштрафовал магазин, и данный товар был изъят из продажи»,– сказал Талибли и отметил, что товары с маркировкой на армянском языке и с армянским флагом запрещены в Азербайджане[314].Сайт «Gundelik-baku.com» пишет, что в последнее время в оформлении объектов питания и торговли на улицах Баку и регионов Азербайджана можно встретить цвета армянского флага. Так, сайт приводит в пример бензоколонку на площади возле бывшей автостанции в 3-ем микрорайоне Баку, которую после ремонта выкрасили в цвета армянского флага. Раньше бензоколонка была только синей, а теперь еще и оранжевой, возмущается издание. Кроме того, сайт усмотрел связь с Арменией и в названии бензоколонки «H-Petrol», отметив, что якобы в Армении есть бензоколонки с таким же названием расшифровывается оно как «Hayastan-Petrol»[c].[315]
Сайт «Ара.az»: Предотвращен ввоз в Азербайджан спиртных напитков и табачных изделий.
Выяснилось, что в коньяке, водке, сигаретах и кофе обнаружены опасные для организма человека вещества <…>. Предотвращен ввоз в Азербайджан коньяка, водки, сигарет и кофе армянского производства. Об этом АПА сообщили в Государственном таможенном комитете. В результате лабораторных исследований, проведенных на современном оборудовании в Центральном управлении таможенной экспертизы ГТК, стало известно, что эта продукция произведена с нарушениями технологии и непригодна к употреблению. В составе этих продуктов обнаружены опасные для организма веществ. Государственный таможенный комитет вновь предупреждает о том, что ввоз в страну подобных продуктов недопустим и решительно будет пресекаться[316].
Особое место занимает тенденция запрета на ввоз в страну литературы, изданной в Армении, независимо от ее содержания.
Азербайджанские таможенники изъяли у директора регионального представительства Института освещения войны и мира, журналиста Шахина Рзаева книгу армянского автора Татула Акопяна «Карабахский дневник. Зеленое и черное». <…> Это произошло вчера на таможенном пункте Беюк Кясик, когда Рзаев возвращался из Грузии с мероприятия «Интерньюс», где и приобрел книгу.
Таможенники изъяли книгу, мотивировав тем, что «она издана в Армении», о чем написали в протоколе.
«Я спросил: «Если бы я вез «Евгения Онегина», изданного в Армении, вы бы тоже изъяли? «Мне ответили: «Да», – сказал Рзаев»[317].
Причины подобного поведения вполне объяснимы. В основе толерантности и симпатии в первую очередь лежит знание и обладание достаточной информацией об объекте. Наличие производства – признак созидательного начала, а если товар еще и качественный, то рано или поздно к стране или народу-производителю возникают определенного рода симпатии или как минимум позитивное отношение. Например, качественная техника Германии, французский парфюм или китайский шелк – все это в той или иной степени влияет на узнаваемость страны и на восприятие ее граждан в позитивном свете. Наличие армянских товаров на прилавках азербайджанских магазинов вредит созданному пропагандой имиджу голодной и загнивающей страны, которая далека от созидания и лишена возможностей что-либо производить.
И именно поэтому с армянскими товарами ведется борьба с их последующим демонстративным уничтожением. А для того, чтобы объяснить своему потребителю причины, формируется легенда о «пищевом и товарном терроризме», которая лучше всего усваивается народом, ибо это может коснуться каждого. Цель этого информационного шума на самом деле – не попытка защитить население от пищевого или товарного терроризма. Здесь преследуется ряд других целей:
- недопущение «узнаваемости» и возникновения образа «созидательных армян»;
- пресечение возможности распространения альтернативных источников информации;
- запугивание населения и нагнетание армянофобии, поскольку этим насаждается страх, недоверие и, как следствие, ненависть, которая впоследствии используется в необходимых для властей целях;
- создание теории заговора, призванной консолидировать общество перед лицом общего врага.
Вредительская роль армян в качестве объяснения существования причин социальных проблем в Азербайджане связывается не только с наличием карабахского вопроса, но и уводится далеко вглубь истории – «армяне всю жизнь вынашивали коварные планы по уничтожению азербайджанцев-тюрок и вредили даже в благополучные советские времена».
Так, оказалось, что товары, произведенные в советский период, создавались с далеко идущими целями – навредить много лет спустя.
Информагентство Vesti.az: «Дело в том, что с середины 1960-х годов в нашей республике началось массовое строительство панельных 9-ти этажных зданий и серий каркасно-каменных домов. И Госснаб СССР обеспечивал Азербайджанскую ССР пассажирскими лифтами… Спитакского завода. Уже в 60-е годы дальновидные спитакские армяне знали, что недалек тот день, когда между двумя народами начнется кровопролитная война за Нагорный Карабах и стали пакостничать. В партии лифтов, изготовленных для отправки в Азербайджанскую ССР, преднамеренно закладывали производственный брак. Вот почему жители столицы, живущие в панельных девятиэтажках, до сих пор мучаются с этими лифтами. А мы, неблагодарные, виним в этом руководство лифтового хозяйства столицы и коммунальные службы»[318].
Особо следует выделить исторические экскурсы с криптографическим уклоном в теорию заговора.
В Азербайджане возникла целая плеяда деятелей, пытающихся найти причины и объяснение скрытого и явного коварства армян, берущего начало в приписываемых армянскому этносу природных качествах. Поиски доказательств вышеперечисленных качеств, коими обладают все армяне без исключения, пошли по пути выявления теорий заговора, шифров, эзотерического воздействия на азербайджанцев.
Газета «Вышка» №20 (19664) от 1.06.2007[319]«Никто из азербайджанцев, потреблявших в 1981 году продукцию Бакинского холодильного комбината мороженое «ПОЛЮС», не мог бы и подумать, что оно является непосредственным указанием на армянские организации «Арцах», «Дашнакцутюн», «Гнчаг», «Крунк», «Асала» и «Миацум» и что армяне информируют друг друга с помощью продукции именно этого комбината.
<…> На оберточной бумаге мороженого использованы 4 цвета. Символы внутри и вне рисунка восьмерки расшифровываются следующим образом. Синий цвет в форме акулы посередине восьмерки — <…> само изображение восьмерки указывает на план захвата 8 районов Нагорного Карабаха (Шуша, Лачын, Кельбеджар, Губадлы, Зангилан, Джабраил, Физули, Агдам) и вдобавок захвата Агдяри, Ходжалы и Ходжавенда. <…> Коричневые же цвета, присоединенные к поясу с обеих сторон – не что иное, как крепко стоящие на земле сапоги русских солдат, помогающих армянам в захвате азербайджанских земель до границы с Ираном».
Азербайджанский психолог А. Алиев утверждает, что азербайджанский народ превращается в общество шизофреников, а у 80% населения страны серьезные психические проблемы. Основной угрозой для Азербайджана являются шизофрения и слабоумие. Масштабы распространенности этих болезней, по словам психолога, носят тотальный характер, и перед обществом стоит угроза генетических изменений. Помимо этого, резко возросло число людей с депрессией и различного вида невротическими нарушениями, а количество разводов, бездетности, суицидов будут и далее расти. Степень агрессии в обществе также зашкаливает[320].
Выявление причинно-следственной связи в имеющей место социальной деструкции происходит в плоскости «армяне – азербайджанцы – сепаратизм – оккупация» и базируется на противопоставлении качеств, которыми, по их мнению, обладают обе группы.
Помимо «пищевого террора», с которым власти Азербайджана ведут неравную борьбу, некоторые представители интеллектуального фронта выявили «генный террор», объявленный армянами еще в 50-х гг. ХХ века. В частности, Шохрят Эльдяниз, главный редактор газеты «Йени экинчи» и по совместительству главный редактор интернет-телевидения «Kanal5.tv», подтверждая, что в обществе имеют место деструктивные явления, после долгих размышлений пришел к выводу, что виной тому армяне, объявившие азербайджанскому народу «генный террор». Иначе говоря, армяне посредством некоего препарата испортили ген азербайджанцев, которые до того обладали качествами, перечисленными выше.
Главный редактор газеты «Йени экинчи» и по совместительству главный редактор интернет — телевидения «Kanalm5. tv» Шохрят Эльдяниз: «Что же происходит, по-вашему? Почему семя нашего народа гниет, разлагается? Почему увеличивается число жестокостей, равнодушия, безразличия? Много поразмыслил, просмотрел и изучил многие статьи и исследования. И за исключением одного соображения, ничего путного в голову не пришло По имеющейся информации, в организме человека есть коды более 400 здоровых генов. Понятия «родина», «любовь к земле», «нравственная непорочность», «совесть», привязанная к этническим корням, «мораль», «честь», «доброта», «мужество», «героизм», «храбрость», «самоотверженность» и т.д. управляются этими генными кодами.
Еще в 1951 году в Москве, под крылом у Микояна, глава армянских ученых, профессор Эдик Сардарян[d] на проводимом им собрании выразил «опасение по поводу присущего азербайджанской нации генофонда» и признался, что «если указанный генофонд будет развиваться и дальше, то существует опасность превращения азербайджанцев в доминирующую силу на Кавказе». Вот так в Кремле началась деятельность армянских ученых, направленная на повреждение и порчу здоровых генных кодов азербайджанцев.
Для повреждения, мутации и уничтожения генных кодов, армянские и присоединившиеся к ним русские ученые изобрели препарат “Mersin — N”. В информации по этому препарату говорилось, что благодаря этому средству будет реализована программа по генному террору в отношении тех наций, кому присущи здоровые генные коды. Реализация этой программы осуществляется и по сей день»[321].
Говорить серьезно или пытаться отрицать наличие подобного препарата, тем более его употребления азербайджанцами, бессмысленно, но в азербайджанском обществе действительно убеждены, что армяне ведут целенаправленную политику вредительства в отношении если не гена, то отдельных представителей азербайджанского народа.
Проявить патриотизм или получить свою порцию славы часто стремятся люди, далекие не только от морали, но и базовых знаний по школьным дисциплинам.
Из интервью известной азербайджанской актрисы Шукюфы Мусаевой, рассказавшей о своем участии в боях за Карабах: «Мое ранение произошло в одно мгновение. Шел бой, двое наших аскеров сгорели в тот день. Уже потом мне рассказывали, что, истекая кровью, я кричала: «Командир, не дай ребятам сгореть!». Потеряв сознание, я испытала клиническую смерть. Меня вертолетом доставили в Баку, в больницу “Семашко”. Меня было не узнать – осколки были по всему телу и особенно на лице. Мне зашили ранение на лбу, но рана никак не заживала. Уже в реабилитационный период один врач клещами пытался, выдернув, снять мою лобную кость. Я ничего не чувствовала, только увидела, что другой врач, войдя в комнату, дал ему пощечину и увел его со словами «Ты что, хочешь сделать ее несчастной?».
Только сейчас я поняла, что это был либо заказ, либо врач был армянином. Позже я прочитала, что человеческая память находится в лобной кости[e]. Я не знаю причины, но тот врач-армянин, пытаясь вырвать лобную кость, хотел стереть, удалить мою память[322].
Эзотерика занимает особое место в процессе выявления вредительской роли армян. К борьбе с тлетворным воздействием армян подключились парапсихологи и экстрасенсы, которые на полном серьезе утверждают, что «Армения осуществляет вражеские магические нападения на Азербайджан посредством выпуска энергетических волн, которые провоцируют у людей тяжелые депрессии, агрессивность, отчаяние, мстительность и пр.».
Из интервью газеты «Бизим йол» с фитотерапевтом и парапсихологом Тунзалей Байрамовой: «Азербайджан находится в состоянии войны с Арменией, и война ведется не только с помощью оружия, но и по различным каналам. К примеру, потерявшие свои дома люди агрессивны, у них возникают проблемы с местными из-за неумения найти общий язык; также возникают противоречия между сельчанами и городскими жителями. На все это воздействует враг своими магическими манипуляциями. С другой стороны, меня больше всего волнует недостаток любви в нашем обществе. В людях образовалась пустота, которая заполняется меркантильностью, жадностью и алчностью, которые присущи переходному периоду»,– заявила Т. Байрамова.
По заверениям парапсихолога, Армения якобы осуществляет вражеские магические нападения на Азербайджан посредством выпуска энергетических волн, которые провоцируют у людей тяжелые депрессии, агрессивность, отчаяние, мстительность и пр. «Колдуны там составляют 20% населения. У каждой страны есть свои политические лаборатории и научные центры по изучению магии, парапсихологии и экстрасенсорики, и эти центры выполняют заказы руководства страны. К сожалению, Азербайджан является исключением, и против него направлены такие атаки», – уверяет фитотерапевт-парапсихолог[323].
Согласно публикациям в азербайджанской прессе, азербайджанцы довольно суеверны и охотно верят экстрасенсам, ведьмам и колдунам. На сектор эзотерических услуг в Азербайджане приходится около 200 миллионов манат[324]. Учитывая это, можно не сомневаться, что мессидж парапсихологов дошел до адресата и был принят на веру и вооружение.
Информагентство «Vesti.az»: «Неизвестный человек позвонил на службу «112» Министерства чрезвычайных ситуаций Азербайджана и сообщил, что армяне прикрепили к его спине бомбу»[325].
Не последнее место в теории заговора и вредительства занимают утверждения о «классическом» терроре со стороны армян (киднэппинг, теракты и пр.). Отметим, что Азербайджан публично объявил о том, что «в связи с угрозами террористической организации АСАЛА» все маршруты официальных лиц Азербайджана засекречены[326]. Однако спустя некоторое время информация о передвижениях официальных лиц начала публиковаться вновь[327].
Роль армян в лице несуществующего армянина по фамилии Маукамян обнаружена также, ни много ни мало, в организации развала Союза, а также «ряда терактов», в том числе и «Черного января»[f].
Из интервью с проживающим в Украине автором книги «Черный Январь», свидетелем кровавых событий в Баку в январе 1990 года, Анатолием Федоренко: «Положив руку на Коран, я поклялся Аллахом, что обязательно отомщу террористам политическим путем. Вот в ближайшее время мы будем организовывать акцию против Горбачева. Мои товарищи ведут расследование, где было предварительно выявлено, что Горбачев Михаил Сергеевич в 1979 году был завербован Маукамяном – резидентом американских спецслужб армянского происхождения. Он же склонил Горбачева к дальнейшему сотрудничеству. Горбачев получил инструкцию по развалу Советского Союза под видом перестройки, а на самом деле сотворил ряд терактов против простого и мирного народа. И в 90-м году произошли события в Азербайджане, которые были названы «Черным январем»[328].
Можно констатировать, что у деятелей азербайджанского истеблишмента явное нарушение причинно-следственной цепочки. Прекрасно понимая, что в стране существуют серьезные внутренние проблемы, их заботит, не армянин ли все это устроил, или же тот факт, что армяне узнают и распространят информацию о проблеме.
Журналист Азер Хасрат на форуме «Солидарность во имя Карабаха» в Баку призвал своих коллег прекратить критиковать власть и рассказывать о внутренних проблемах Азербайджана, поскольку армянские специалисты читают и ретранслируют эту информацию.
«Я начал свою речь с фразы: «Внимание! Нас подслушивают». После этого я сказал, что за произнесенными в этом зале речами и появляющимся в азербайджанской прессе публикациями очень внимательно следят в Армении. Любое негативное мнение о нашей армии и стране армяне берут из наших же газет, переводят и распространяют по всему миру, потому что это выгодно им. Поэтому мы должны быть осторожны в своих высказываниях. Нельзя на таких встречах обвинять высокопоставленных чиновников и президента»,– пишет азербайджанский журналист[329].
Попытки поиска объяснений происходящих в Азербайджане деструктивных явлений вовне – вполне очевидны. Здесь срабатывает защитный механизм – бессознательный психологический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Само наличие проблемы уже является источником переживаний, а осознание собственной вины и ответственности за него – фактор, умножающий переживания и усугубляющий угнетенное состояние психики.