Глава 10. Дегуманизация и демонизация образа армян

Глава 10. Дегуманизация и демонизация образа армян

«Враг» предстает гостем из «антимира» – чужого, перевернутого пространства – изображается как носитель «бесовского» начала, как шут или скоморох[273].

Амрали Исмаилов: «Армяне – единственный народ планеты, на совести и теле которого сохранились следы проклятий столетий и тысячелетий, народ, получивший на вечное хранение отвратительные характеристики»[274].

Арлин Одергон в книге «Отель «Война». Психологическая динамика вооруженных конфликтов»[275], определяя тактику террора, пишет: «Широко употребляемая тактика — дегуманизация, то есть изображение человека или группы людей паразитами, которых необходимо уничтожить».

Дегуманизация — это язык угроз и насилия:
— делает человека все менее чувствительным и все более невозмутимым, безучастным и равнодушным;
— облегчает убийство или дает право на него.

В соответствии с тактикой дегуманизации подавляется гуманность, чувствительность, сострадание и восприимчивость к событиям[276]. В таком случае люди могут активно выражать презрение к дегуманизируемой группе и проявлять готовность совершать зверства против нее.

Демонизация же стимулирует страх общества перед неизвестным.

Демонизация образа – один из пропагандистских инструментов по формированию общественного мнения и создания устойчивого стереотипа о личности, группе, государственной идеологии или идее.

Политический словарь определяет понятие демонизации как представление о субъекте – существе, склонном по своей природе к аморальному и антиобщественному поведению, обладающем для реализации своих аморальных функций некими сверхъестественными, иногда магическими способностями и являющимся источником опасностей и неприятностей для других, а также провоцирующем других на аморальное поведение[277].

Демонизация подсказывает и навязывает ответ на один из вечных вопросов – «кто виноват?». В обществе, управляемом элитой, внутренне связанной круговой порукой, понятия «демонизировать» и «сдать» становятся едва ли не синонимами[278]. Это значительно облегчает задачу по снятию с повестки дня вопроса «что делать?», а также позволяет снять с себя всю ответственность за происходящее.

Принято считать, что демонизация – это оружие как политической, так и идеологической борьбы с противником. Однако есть много факторов, говорящих о том, что она используется в качестве маскирующего реальную проблему, отвлекающего от нее маневра, а также свидетельствует о внутренней неуверенности и страхе, в первую очередь, перед ближайшим окружением, гнев которого необходимо направить в другое русло — против «чужого», врага, чтобы укрепить лояльность к себе.

Поиски виноватого во внешнем мире свойственны уязвимым группам людей, которые не готовы посмотреть в лицо проблеме и отвергают собственное участие в ее возникновении.

Строго говоря, это инструмент создания атмосферы страха, в которой демонизируют людей, исходя из определенного признака – этнос, религия, сексуальная ориентация, физические возможности и т.д. Ее основная цель – вызвать в людях страх, создать и поддерживать неприязнь по отношению к определенной категории людей и презрение к ней, а также стремление убедить окружающих в необходимости наказать людей, наделенных определенным набором качеств, олицетворяющих зло.

Демонизация – сознательное и целенаправленное создание негативного образа, основанного на мифологизации с вкраплениями «реальности» (личный опыт, ссылка на третье лицо, с которым лично знаком, описание деталей, указание имен и пр.).

Эту тактику широко использовали в нацистской Германии, развивая теорию рас, а в Азербайджане, по аналогии со знаменитыми представлениями о евреях, начали формировать образ армян.

Немецкая книга для детей, датированная 1936 годом[279]
«Отец евреев — дьявол. Когда Бог создавал мир, Он сотворил расы: индейцев, негров, китайцев, а также порочных созданий, называемых евреями».

Азербайджанская книга для детей, датированная 2011 годом[280]: «<…> нации, не имеющей будущего, с мертвой нравственностью, в жилах которой течет всяческая помойная смесь, нации злорадной и презренной <…>. Эта неугомонная нация, в жилах которой течет сатанинская кровь, совершила против нас бесчисленное множество актов террора»

В последние десятилетия сформировалась целая плеяда писателей, общественных и политических деятелей, художников и журналистов, деятельность которых направлена на демонизацию армян.

Здесь можно выделить несколько причин, по которым в целях насаждения армянофобии используется инструмент демонизации.

Существует несколько жанров демонизации армян:

«Признания самих армян». Это письма от несуществующих лиц и их дневники, художественные произведения, в которых описываются
«зверства», делаются признания и раскрываются механизмы «антиазербайджанских» деяний»:

Выдержки из книги Дауда Хейрияна[a]«<…> Когда мы с Хачатуром вошли в подвал, где их держали, наши солдаты уже пригвоздили за локти ребенка к оконной раме. <…> Хачатур втиснул ему в рот отрезанную грудь его убитой матери. Затем я сделал с этим 13-летним турком то, что его предки делали с нашими детьми. Я содрал с него скальп и кожу с груди и живота. <…> Вечером мы сделали то же еще с тремя из тюркского отродья. <…> На следующий день мы пошли в церковь, молились за души тех, кто пал в 1915 году, прося очистить наши души от той скверны, что мы видели вчера<…>»

Выдержки из дневника Армена Баласаняна[b]«В Эчмиадзине чувствуешь себя совсем по-другому. У жертвенной стены мы принесли в жертву голубей. Я и за маму это сделал, мама боится это делать, у нее больное сердце. Она не может смотреть, как разбивают голову голубя о стенку. Это наш старый обычай жертвоприношения. Я и сам раньше не мог смотреть на эту сцену, но потом мне объяснили, что это надо делать обязательно (если ты мужчина[c]

«Личное участие или свидетельство» в описываемом событии, но с оговоркой, что доказательства не сохранились и необходимо верить на слово:

«За несколько часов до нас по этим лесным тропам прошли несчастные беженцы, основная часть покинувших город жителей. Повсюду лежали изуродованные трупы. То тут, то там лежали отрезанные головы. Я увидела отрезанные женские груди. Из живота одной беременной женщины вспороли неродившееся дитя и положили плод рядом с ней, а на его место в живот матери засунули отрезанную голову какого-то мужчины. Моя мать пыталась закрыть мне рукой глаза, чтобы я, 10-летняя девочка, всего этого не видела»[281].

«Цитирование со слов очевидцев», которых уже нет в живых или связь с ними невозможна, а существовавшие некогда письменные свидетельства «уничтожены» либо авторами, либо обладателями:

Об этой девушке из Шуши рассказал солдат национальной армии, который в 1993 году лечился в Баку в республиканской больнице. Он рассказал, что однажды, после удачного наступления, им навстречу вышла неописуемой красоты девушка<…>[282].

«Гулиев рассказал, что в заложники к армянам попали братья-двойняшки, ничего не соображавшие малыши. Их армяне отправили в Армению, чтобы там вырастить из них смертников, которых затем пошлют убивать азербайджанцев. Они так и говорили: «Нам нужны ваши дети, которых мы потом будем отправлять на войну с вами». Этих братьев-близнецов удалось потом выкупить за деньги»[283].

«Только на следующий день, когда я спустился в подвал, чтобы положить некоторые вещи новых соседей, заметил за дверью несколько выпавших армянских книг и тетрадей. <…> Эти отсыревшие тетради оказались дневниками Армена Баласаняна, моего сверстника, 1961 года рождения. <…> Четыре 12-листовые тетради надо было перевести на азербайджанский или хотя бы на русский язык. <…> за месяц мы успели перевести лишь половину тетради. <…> Через некоторое время я не обнаружил на моем столе дневников. Оказывается, убитая горем мать разорвала и выбросила тетради. Тогда я смотрел в ее глаза и не знал, что сказать. И о чем можно было говорить?»[d]

Первые робкие шаги по распространению «страшилок» осуществлялись посредством форумов и блогов. Далее они просочились в СМИ в виде интервью, ссылок на названные и неназванные источники, написание книг и картин «про это». И в конце концов были вынесены на международные площадки – СМИ, ТВ зарубежных стран, а депутат азербайджанского парламента Ганира Пашаева даже осмелилась озвучить выдержки из «книги» Зория Балаяна «Оживление духа нашего»[e] на очередном заседании ПАСЕ, зачитав их с трибуны[284].

Характерной особенностью этих «признаний» является то, что публикуются они исключительно в виде отрывков, в форме пересказа и изложения со слов умерших родственников или героев повествования, а исходники «уничтожены» авторами или несознательными родственниками обладателя раритета.

Здесь используются довольно типичные приемы:

  • распространенные армянские имена героев (Армен, Тигран, Хачатур);
  • детальное описание «зверств» (истязание младенцев, надругательства, взносы в подпольный диверсионный комитет «Крунк»);
  • отсутствие или весьма смазанное описание сопутствующих любому повествованию, особенно дневнику, мелочей: погода, настроение, событие до описываемого момента, не связанное с самим «зверством»;
  • обязательное присутствие в эпизоде детей, молодых девушек или стариков;
  • указание подробностей об авторе или об издании, которые не находят своего подтверждения – вымышленные адреса проживания, несуществующие издательства или населенные пункты. (Дауд Мансур Хейриян, 1942 года рождения, этнический армянин, родился в Бейруте. Проживает в Бейруте, в армянском квартале д.43/25, блок 1, на втором этаже[f], Издательство «Ванадзор»[g]);
  • попытки использовать в тексте армяноязычные топонимы, названия марок. Правда, с ошибками: Джемрук, Джавакх, Хаестан[h].

Несколько выдержек из этой несуществующей «книги» постоянно цитируются в азербайджанских СМИ как доказательство «зверств армян». Но ни оригинал книги, ни ее полное содержание или же хотя бы полное содержание указанных страниц нигде и никогда не были представлены. Та же история и с несуществующей книгой Давуда Хейрияна (Хейряна) «Во имя креста».

Общественная организация «Инициатива по предотвращению ксенофобии» в 2012 г. официально объявила о намерении приобрести указанные книги – «Воскрешение души нашей» и «Во имя креста»[285]. За шесть месяцев, прошедших после объявления, на предложение так никто и не отозвался.

Сюжетная линия «страшилок», как правило, повторяет одну и ту же мысль – кровожадность, нечеловеческая жестокость, обусловленные ритуалами, чувством мести, воспитанием и присущими армянам негативными чувствами.

«Все армяне делают взносы в некий фонд» для финансирования антиазербайджанских акций. Названия фонда меняются в зависимости от рассказчика, общей канвы повествования или поставленной задачи. Это «Крунк», «Эчмиадзин», «Дашнаки».

«Армяне заваривали азербайджанских детей в трубы». Локализация трубы, ее форма, свидетели извлечения или замуровывания, количество детей меняются в зависимости от автора, издания и пр.

Локализация:

— Гугарк (Лорийская область Армении)[286];
— Спитак (Лорийская область Армении);
— Ленинакан (Ширакская область Армении);
— Капан (Сюникская область Армении), Карабах[287]

Труба:

— печная труба[288]
— труба длиной 20 метров и диаметром 1,5 метра[289]
— 6-метровая труба с замурованными азербайджанскими детьми в возрасте от 3 до 10 лет[290]

Количество заваренных детей:

70 детей в возрасте от 5 до 12 лет[291];
23 тела, которые были найдены заживо замурованными в печной трубе[292];
80 азербайджанских детей замуровали в трубе и подожгли их живьем[293];
71 труп детей-азербайджанцев[294];
15 азербайджанских детей[295].

Обнаружили:

— французские спасатели,
— Медина Шарифова, мать одного из детей, азербайджанский доктор,
— французские собаки.

Здесь необходимо отметить, что речь идет об одной и той же трубе. Ни один азербайджанский ресурс или официальное лицо не упоминает о нескольких трубах, если допустить, что они существовали одновременно в нескольких местах.

Мифологема «дети, заваренные в трубу» – тонко рассчитанный и умелый инструмент. Это задевает фундаментальные основы человеческого самосознания, морали, инстинктов и мироощущения. Образ страдающих детей ввергает человека в такое шоковое состояние, что далее он прекращает мыслить разумно, основываясь на тезисе «такое не может быть выдумано». Здесь уже не требуется ни фактов, ни логики, ни доказательств – цель достигнута.

«Разумеется, в мире присутствует неписаный закон о двойных стандартах, и мы периодически сталкиваемся с этой тенденцией. Почему международные организации, регулярно распространяющие заявления о нарушениях прав человека в Азербайджане, за столько лет не сделали заявлений об азербайджанских детях, которых армяне заживо заварили в трубах и зверски уничтожили? Лично я не встречала таких заявлений», – заявила директор регионального офиса Всемирного Банка Молодежи Вусаля Гусейнли[296].

«Армяне подвергали азербайджанцев пыткам». Изощренность пыток и их разнообразие ввергает в шок.

Пытки[297]
Башмаки из пуповинной кожи: Армяне отделяли кожу пленных азербайджанцев от мяса и для этого процесса придумали специальный процессор.
Сначала правый глаз: Армяне сначала выкололи попавшему в плен азербайджанскому мужчине правый глаз. <…> Попавшим в плен в первую очередь засовывали раскаленную проволоку в правый глаз или же выковыривали его ножом.
Пытка гюрзой: Вначале Жора запускал пленника с перевязанными руками и ногами в яму с многочисленными змеями, у которых были вырваны ядовитые зубы. После того как он достаточно насмотрелся на то, что и как там происходило, Жора выпускал на пленника змей с ядовитыми зубами.
Пытка подковой, гвоздем, ножом, топором: Они уничтожили сотни тысяч граждан Азербайджана этой пыткой. Армянские кузнецы на своих инструментах приготовили для азербайджанских сыновей много подков, гвоздей. Пытки, которым армяне подвергали азербайджанцев топором, более ужасные. Очень много было обнаружено тел, разрубленных топором, как дрова. Они втыкали ножи в тела азербайджанцев, закручивая их.
Пытка солью: <…> Глаза многих из убитых были засыпаны солью. У многих была снята кожа, и раны были засыпаны солью. <…> им в кишки вливалась в большом количестве вода с солью

Пытка щипцами:<…> разрывали в кровь губы азербайджанцев и выдергивали золотые зубы. Было немало и тех, из тел которых живьем щипцами вырывались куски мяса. <…> Говорят, вместо глаза армянину, потерявшему его во время войны, был вставлен глаз красивого азербайджанца.

В книге «Хале»[298], в рассказе «Ущелье брошенных камней», описывается следующая страшилка: Не щадили не только женщин, стариков и детей, но и калек и душевно больных людей, годами не встающих с постели. Добродушные, мирные тюрки Гейчи, не державшие в руках ничего, кроме саза, стали жертвами вооруженных до зубов дашнаков. Общеизвестного музыканта, ашуга Наджафа, дашнаки подвергли особым пыткам: они привязали к его груди кипящий самовар и заставляли так ходить по селам, пока его плоть не сварилась от горячего пара».

Впоследствии эта сцена была увековечена азербайджанским художником Вагифом Уджатаем.

В Баку прошла персональная выставка художника Вагифа Уджатая под названием «Смотри, узри! Не забывай!», посвященная «деяниям армянских фашистов». «<…> В 1992 году армянские фашисты в деревне Баганис-Ай p ым Газахского p айона накололи на шомпол двухмесячного ребенка, а потом зажарили его на костре и предложили съесть матери». <…> Кульминацией выставки была еще одна работа, демонстрирующая очередное невообразимое зверство армян»: «В 1988 году в районе Гугарк в Армении армянские звери наполнили трубы 80-тью детьми. При этом 79 из них были живыми, а 80-го, который не поместился, они разорвали на части. Этот ужас был раскрыт позже иностранцами – трупы нашли специально обученные французские собаки» С тех пор как армяне учинили этот кошмар, подобные работы стали основой моего творчества»,– заявил художник[299].

«Армяне заражают, съедают, пытают азербайджанцев»

Людоедка Каринэ[300]<…> В шушинской тюрьме содержались азербайджанские военнопленные, туда приводили эту Каринэ. <…> Она была людоедкой, ей нравилось есть людей, кушала человеческое мясо, очень часто заживо. Зубами отдергивала кусочки с кости, жевала, глотала, напивалась кровью. Ее приводили в тюрьму, она на глаз отбирала себе «живой продукт итания» <…>

ВИЧ-инфицированная Анжела Петросян в Баку[301]<…> Со стороны Армении это уже не холодная, и не информационная, это биологическая война. <…> Анжела Петросян заразилась СПИДом <…>. Стала целенаправленно заражать жителей Баку СПИДом – именно азербайджанцев. Она получала инструкцию, действовала по строго намеченному плану…

Армяне являются причиной бесплодия женщин на просторах СНГ. Так называемая «армянская вакцина»[302] «Гардасил» и «Цеварикс», разработанная армянским врачом в США, начиная с 2009 г. беспрепятственно ввозилась и бесплатно распространялась в России, Украине, Казахстане, Азербайджане и др. странах СНГ[303].

«Армяне устраивают террористические акты». К счастью, иногда сами азербайджанцы выявляют дезинформацию и опровергают ее.

Армянский след в теракте в Нефтяной академии Баку 30-го апреля 2009 года[304]
В обвинительном акте, который огласил А.Юсифов, говорится, что заказавший массовое убийство в Нефтяной академии Мартин Григорьевич Гумашян, 1951 года рождения, живет вместе с супругой и сыновьями в селе Шулавер Марнеулинского района Грузии. М.Гумашян и его сыновья занимаются тем, что пекут хлеб в пекарне, построенной в собственном дворе. В документе также отмечается, что Гумашян в январе-марте 2009 года, войдя в преступный сговор с жителем села Даштепе Марнеулинского района Фардой Асад оглу Гадировым, с его родственником – жителем села Шулавер Джавиданом Фарман оглу Амировым, с жителями села Даштепе Наджафом Новруз оглу Сулеймановым, Надиром Ширхан оглу Алиевым и другими гражданами, личность которых пока не установлена следствием, договорился совершить террористический акт в городе Баку против азербайджанцев на почве национальной ненависти. Он пообещал выделить на организацию и осуществление этого преступления 50 тысяч долларов, дав изначально Фарде Гадирову 5 тысяч долларов, а остальные должен был выплатить после совершения теракта

Корреспондент азербайджанской газеты «Ени Мусават» поехал в село Шулавер и без помощи Интерпола нашел армянина Гумашяна во дворе собственного дома и записал интервью, которое перевернуло весь ход судебного процесса по делу расстрела учащихся АГНА[305].

Как оказалось, Мартун Гумашян вообще не знаком с Фардой Гадировым, устроившим кровавую бойню в Нефтяной академии. Более того, как только Гумашян узнал о том, что власти Азербайджана объявили его «террористом», сам обратился в Генеральную прокуратуру и Министерство внутренних дел Грузии, где ему сообщили, что азербайджанская сторона не делала никаких обращений относительно его ареста.

Газета «Зеркало» обратилась в правоохранительные органы Азербайджана за разъяснениями ситуации.
«Мы обратились в Министерство внутренних дел Грузии. Дежурный МВД Дмитрий Боцулава заявил нашему корреспонденту, что в министерство не поступало обращений относительно Мартуна Гумашяна. Это означает, что высказывания Гумашяна соответствуют действительности»,- пишет «Зеркало»[306].

«Мы также обратились в Азербайджанское бюро Интерпола. Ведь именно эта организация, согласно заявлению Генеральной прокуратуры, занимается розыском Мартуна Гумашяна. Мы решили узнать: как проходит розыск человека, который и не думает прятаться и продолжает жить в своем собственном доме? Дежурный бюро Гасанов предложил нам оставить свой телефон, но звонка от руководства Интерпола мы так и не дождались. Тогда мы перезвонили еще раз. Сотрудник бюро предложил нам обратиться со своими вопросами в пресс-службу Министерства внутренних дел. Мы сделали и это. Сотрудник пресс-службы министерства Эхсан Захидов заявил «Зеркалу», что ему ничего не известно относительно розыска Мартуна Гумашяна»,– продолжает газета.
«Мы также обратились в Генеральную прокуратуру Азербайджана. Глава пресс-службы Генпрокуратуры заявил, что относительно ареста Мартуна Гумашяна в будущем (!) будут приняты необходимые меры. Он также отметил, что правоохранительные органы Азербайджана обеспечат установление личности всех участников трагедии и привлечение их к ответственности».

Примечательно, что спустя некоторое время по сфальсифицированному обвинению был арестован обозреватель газеты «Ени Мусават» Тофиг Ягублу, сделавший сенсационный репортаж[307].

Шокинг – одна из основных составляющих демонизации образа. И этот метод нашел широкое распространение в построении образа армянина в современной азербайджанской документалистике, публицистике, искусстве и пропаганде.

В Азербайджане уже выросло поколение детей, никогда не видевших армян, но имеющих суждение по рассказам. И с этой группой людей легче всего работать – не приходится ломать существующие стереотипы, основанные на знании, личном знакомстве или собственных представлениях. Они не только не подвергают сомнению подобного рода информацию, но и ретранслируют ее, для большей убедительности говоря о собственном участии или участии близких людей.

Диалог двух молодых азербайджанцев на форуме[308]

— Хоть наши родители жили и дружили с ними, а они все равно за нашей спиной козни строили против нас же.<…> Они, даже занимаясь музыкой, могут свою армянскую идеологию преподавать
— И не только идеологию. Может, смотрели по телеку – одна армянка, работавшая в роддоме акушеркой, еще задолго до армяно-азербайджанских событий сжимала яички родившимся мальчикам.

Print Friendly, PDF & Email