Начался суд над «АбзасМедиа»

Начался судебный процесс над семью журналистами, арестованными по уголовному делу, связанному с изданием «АбзасМедиа». Дело рассматривается в Бакинском суде по тяжким преступлениям под председательством Расима Садыхова, в состав судей входят Новруз Керимов и Лейла Аскерова-Мамедова.

Обвиняемыми журналистами являются Ульви Гасанли, директор «AbzasMedia»; Севиндж Вагифгызы (Аббасова), главный редактор; Мухаммед Кекалов, заместитель директора; Хафиз Бабалы, редактор информационного агентства Turan; журналисты Наргиз Абсаламова и Эльнара Гасымова; и экономист и сотрудник Радио Азадлыг Фарид Мехрализаде. Судебный процесс является частью более широкого расследования, которое включает обвинения, связанные с предполагаемой коррупцией и незаконной деятельностью, раскрытой журналистами.

Подготовительное слушание суда состоялось 17 декабря 2024 года, и выяснилось, что значительная часть мест, отведенных для присутствующих, была занята посторонними лицами. Утверждалось, что около 20 из этих лиц были теми, кто сдавал экзамены на должности судей или проходил стажировку.

Обвиняемые журналисты возражали против этого, заявляя, что зал был намеренно заполнен ненужными людьми, в то время как члены их семей и сторонники остались снаружи. Они потребовали удалить этих лиц. Кроме того, представителям СМИ, пришедшим для наблюдения за процессом, не разрешили войти, выдав специальный приказ

Когда начался судебный процесс, Севиндж Вагифгызы возразила двум из трех судей в составе коллегии, Расиму Садыхову и Новрузу Каримову, сославшись на их историю вынесения политически мотивированных решений. Вагифгызы утверждала, что Садыхов был причастен к вынесению приговора правозащитнику Интигаму Алиеву к семи с половиной годам лишения свободы в 2014-2015 годах, решение, которое позже было признано нарушающим Европейскую конвенцию о правах человека.

Она заявила, что это продемонстрировало отсутствие независимости Садыхова и его роль в политических репрессиях. Вагифгызы также обвинил Новруза Каримова в причастности к незаконной деятельности во время его работы в Министерстве национальной безопасности (МНБ), а затем в качестве судьи, где он якобы выносил незаконные приговоры по политически мотивированным делам, включая судебное преследование журналиста Парвиза Хашимли. Вагифгызы подчеркнула, что эти судьи были замешаны в коррупции и что они не должны председательствовать в ее деле.

Третья судья, Лейла Аскерава-Мамедова, была упомянута Вагифгызы как человек, чье прошлое неизвестно команде защиты, с надеждой, что она не станет соучастницей того, что они считали несправедливым процессом.

Возражения, выдвинутые обвиняемыми журналистами, были поддержаны другими ответчиками, включая Фарида Мехрализаде, который заявил, что такие судьи, как Садыхов и Каримов, не нужны стране. Несмотря на эти возражения, суд их не удовлетворил, и судебное разбирательство продолжилось с судьями на месте.

В ходе слушания были уточнены личные данные обвиняемых журналистов, а также изложены их права и обязанности. Судья сообщил суду, что Рамиль Аббасов, должностное лицо Государственной налоговой службы, выступает в качестве гражданского истца, поскольку агентство подало гражданский иск против журналистов.

Это гражданское дело было в дополнение к уголовным обвинениям против них. Физическая планировка суда представляла собой стеклянную кабину, разделенную на две части. Три женщины-журналистки — Севиндж Вагифгызы, Наргиз Абсаламова и Эльнара Гасымова — были помещены в меньшую секцию, а остальные четверо обвиняемых сидели в оставшейся части.

Адвокаты защиты осудили такое положение дел, назвав его бесчеловечным, и потребовали, чтобы журналистам разрешили сидеть рядом со своими адвокатами для надлежащей консультации. Суд удовлетворил эту просьбу, разрешив журналистам сидеть рядом со своими законными представителями на протяжении всего разбирательства.

Затем адвокаты защиты выдвинули несколько ходатайств, включая ходатайство о прекращении уголовного дела или, если это невозможно, об освобождении обвиняемого под домашний арест или под залог. Адвокат Джавад Джавадов, представляющий Фарида Мехрализаде, утверждал, что его клиент не имел никакого отношения к делу «AbzasMedia» и считал, что его арест был связан с его работой в азербайджанской службе Радио Свободная Свобода.

Он также просил поместить Мехрализаде под домашний арест, поскольку он не был подвержен риску побега и имел семейные связи, включая новорожденного ребенка. Адвокат Хафиза Бабали Расул Джафаров также утверждал, что его клиент не совершал никаких уголовных преступлений, и подчеркивал проблемы со здоровьем Бабали, включая инвалидность III группы из-за проблем со зрением и стопой. Джафаров указал, что медицинские документы из офиса омбудсмена подтверждают эти проблемы со здоровьем. Другие адвокаты, такие как Фахраддин Мехтиев, называли обвиняемых журналистов «рыцарями, которые разоблачают коррупцию», подчеркивая их роль в раскрытии государственной коррупции.

В ответ журналист Хафиз Бабали сообщил суду, что все семь обвиняемых были наказаны за свою следственную работу по разоблачению коррупции. Он заявил, что общественность была потрясена их арестами и что их расследования коррупции были неверно истолкованы как преступная деятельность. Бабали также объяснил, что их банковские счета были тщательно проверены и никакой незаконной деятельности обнаружено не было.

Он утверждал, что они стали жертвами политических и правовых репрессий. Бабали раскритиковал судебную систему, заявив, что закон запрещает судьям заведомо выносить незаконные решения, но эти судьи сделали это намеренно. Фарид Мехрализаде поддержал это мнение, добавив, что «AbzasMedia» была в авангарде разоблачения коррупции и что правоохранительные органы Азербайджана наказывают тех, кто разоблачает правонарушения, а не тех, кто их совершает.

Несмотря на ходатайства и доводы защиты, судьи во главе с Расимом Садыховым не удовлетворили ни одно из ходатайств. Следующее слушание по делу назначено на 28 декабря 2024 года.

Аресты журналистов «AbzasMedia» начались 20 ноября 2023 года, первыми были задержаны Ульви Гасанлы и Магомед Кекалов, а затем Севиндж Вагифгызы. Вскоре после этого были арестованы журналист-расследователь Хафиз Бабалы, а также Наргиз Абсаламова, Эльнара Гасымова и Фарид Мехрализаде. Им предъявлены обвинения по статье 206.3.2 Уголовного кодекса за контрабанду группой лиц, однако впоследствии обвинения были расширены и теперь включают незаконное предпринимательство, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов и многое другое, что влечет за собой наказание до 12 лет лишения свободы.

После ареста Ульви Гасанлы 20 ноября 2023 года в офисе «AbzasMedia» был проведен обыск, в ходе которого, как утверждается, были обнаружены 40 000 евро. Однако Гасанлы отверг обвинения, заявив, что деньги были подброшены теми, кто, по его словам, их нашел. Обвиняемые журналисты настаивают на своей невиновности, утверждая, что их наказывают за разоблачение коррупции, в том числе деловых связей нескольких высокопоставленных чиновников, включая членов семьи президента. Однако представители правительства настаивают, что аресты были основаны на конкретных доказательствах преступной деятельности.

Print Friendly, PDF & Email