Вот уже более 26 лет Васиф Талыбов держит Нахчиван в ежовых руковицах.
Арестованные в период его правления, подвергались избиениям и различным пыткам. Диссидентов принудительно запихивали в психиатрические лечебницы. Свою власть он использовал также и для того, чтобы заставить замолчать независимые медиа. Журналисты и активисты, критиковавшие правление Талыбова, подвергались давлению и арестам или вынуждены были уехать из страны.
Официальная зарплата Васифа Талыбова составляет менее 26 тысяч долларов в год. А сыновья его числятся на низкооплачиваемых государственных должностях: Рза работает в миграционной службе, а Сеймур является членом парламента Нахчивана.
Во власть Васиф Талыбов попал благодаря женитьбе на Севиль Султановой. Дядя ее матери был никто иной, как Гейдар Алиев, занимавший высокий пост еще в советское время.
В начале 90-х, накануне развала СССР, Алиев возвратился из Москвы в Нахчиван. Жить ему там было негде, и Талыбов поселил родственника жены в своей квартире с двумя спальнями. Уже на следующий год Алиев отблагодарил его за гостеприимство – став председателем нахчиванского парламента, он сделал Талыбова своим помощником.
Талыбову на тот момент было всего лет тридцать. Позже в одном из своих интервью Гейдар Алиев сказал, что сомневался, справится ли тот с такой ответственной должностью. Но Талыбов, мол, доказал, что человек, преданный своей родине, нации и народу, вне зависимости от возраста, способен на великие дела.
В честь 60-летнего юбилея Васифа Талыбова местное информационное агентство «Nuhçıxan» назвало его «большим патриотом, решительным, смелым и гуманным», а также «чрезвычайно скромным».
В международных медиа же имя Талыбова чаще упоминается в контексте установленных им жестких правил: например, настоятельная рекомендация местным жителям читать произведения Хемингуэя, запрет сушить белье на балконе или запрет госслужащим надевать носки с рисунком.
Из-за всех этих правил у Нахчивана появилось несколько «прозвищ»: оппозиционные активисты называют его «Северной Кореей Азербайджана», а международные организации – «Черным островом страны».
Американский дипломат, совершивший деловой визит в Нахчиван, в последствии в письме своему вашингтонскому руководству охарактеризовал этот регион как «ханство» Талыбова. «Нахчиван – это мир, перевернутый вверх тормашками», – описал он свои впечатления.
Согласно обнародованным не так давно данным, в то время, как население Нахчивана едва сводит концы с концами под авторитарным правлением Талыбова, его сыновья Рза и Сеймур открыли счета в зарубежных банках и с помощью сомнительных денежных переводов прибрали к рукам более 20 миллионов долларов.
Ранее Центр по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) выявил два крупномасштабных механизма по отмывке грязных денег под названием «Азербайджан» и «Тройка». Частью этих механизмов являлись также и подставные офшорные компании братьев Талыбовых, посредством которых на их банковские счета были переведены крупные суммы денег. Проанализировав эти переводы эксперт по финансовым преступлениям пришел к выводу, что есть основания считать эти транзакции подозрительными, и это не должно было ускользнуть от внимания банков.
В течение следующих лет братья Талыбовы приобрели в Дубае и Грузии недвижимость общей стоимостью в 63 миллиона долларов.
На их счета регулярно переводились немыслимые круглые суммы – например, 500 тысяч долларов за раз. Объяснялись же эти транзакции весьма абстрактно: то «металл», то «металлические детали», то «электрическое оборудование». В конце 2012 года братья получили, в общей сложности, около 20 миллионов долларов.
Как уже упоминалось, все эти миллионы оседали в карманах сыновей Талыбова с помощью схем по отмывке денег. Прежние расследования OCCRP выявили, что этим механизмом пользовались азербайджанские элиты, включая двоюродную сестру президента Ильхама Алиева. Теперь же этот знаменитый список можно пополнить семьей Талыбовых, также находящейся в родстве с президентом.
На что именно потратили Талыбовы эти деньги, не указывается, но расходовать их они начали уже вскоре после начала транзакций.
Банковские счета, на которые осуществлялись переводы, были открыты в крупнейших банках в разных странах мира, таких как Emirates NBD,Barclays иCredit Suisse. И все эти банки либо отвергли предъявленные им претензии, либо заявили, что не могут предоставлять информацию, касающуюся индивидуальных клиентов.
В 2008 году Рза Талыбов совместно со своей матерью, двоюбродным братом, и несколькими предпринимателями основали банк. Четыре года спустя, когда транзакции достигли пиковой точки, Рза приобрел в курортном городе Батуми на юге Грузии два стоящих по соседству здания и превратил их в пятизвездочные отели.
Наряду с Рзой и Сеймуром, около миллиона долларов путем этих махинаций с подставными компаниями заработала также их сестра Бахарханым Талыбова.
После этого семья приобрела в Дубае шикарную виллу, 12-этажный отель, несколько квартир и другую недвижимость. Общая стоимость принадлежащей им недвижимости оценивается в 63 миллиона долларов.
Талыбов душит Нахчиван не только в политическом смысле. Утверждается, что эта семья доминирует и в местной экономике. Эксперты говорят, что Талыбовы ограничивают импорт, вытесняют конкурентов и даже заставляют население работать на сборе урожая.
Живущий в эмиграции нахчиванец рассказывает, что многая продукция в регионе выпускается под талыбовским брендом Gəmiqaya Holdinq. Этот холдинг также участвовал в строительстве и ремонте десятков расположенных в Нахчиване общественных объектов, таких как здания министерств, больницы, университеты, мечеть.
Но вся эта собственность никак не «засветилась» на страницах братьев Талыбовых в соцсетях. В отличие от детей некоторых авторитарных руководителей, Рза и Сеймур не хвастаются своим благосостоянием перед «френдами» и подписчиками, а вместо этого пишут посты о своей любви к родине, об успехах отца и преданности президенту Ильхаму Алиеву.
В прошлом году Рза Талыбов на своей странице в Twitter поделился цитатой Ильхама Алиева, желая, видимо, показать, как прост и скромен режим.
«Традиции, ценности и образ жизни – вот наше богатство», – гласила приведенная Рзой цитата, написанная большими буквами.
Другие богатства он перечислять не стал.