Уничтожение армянских культурных памятников на захваченных Азербайджаном территориях Арцаха является прямым продолжением войны против нашей нации. Разговоры о том, что война закончена, — это самообман. Разговоры о том, что идет война против нашего культурного наследия, — это лишь половина всей правды. Потому что война против нас — это не только физическое уничтожение нас как этноса, который одним своим существованием является отрицанием тех, кто посягает на нашу культуру.
Это и уничтожение памяти о нас. Это уничтожение памяти в нас о самих себе. Потому что без культурного наследия мы — никто. Или как бы осиротевшая нация. Это оно нас учит, как любить, творить, строить — словом, жить. Это по нему будут судить о нас как о народе: когда и где мы появились, что мы собой представляем, чем живем и дышим, о чем мечтаем и стоит ли с нами вообще иметь дело. Это от него будут отталкиваться будущие поколения армян в своем созидании и творческой деятельности. Наше наследие — это не только церкви и хачкары. Каждая надгробная плита, воздвигнутая на могиле наших предков, — это продукт народного творчества. Выбей эту опору из-под ног нации — и она окажется в свободном падении неизвестно куда и неизвестно как долго.
Нас не может успокаивать то, что наступило якобы перемирие. Кабальное перемирие, к сожалению, тоже считается перемирием. Только оно не способно осчастливить тех, кому его принесли. Потому что это перемирие с ложкой дегтя. Насколько продолжительным оно будет? Особенно когда идет подспудная война против нашего существования, против присутствия наших следов на отнятых землях. Когда оскверняют наши памятники, значит, видят нас в качестве мишени для уничтожения. Когда сносят наши церкви, значит, хотят вырвать из груди наше сердце, стреляют в наши души. Но ведь этого так оставлять нельзя. Это уже колокол, который звонит по нам.
Эта война против нас и нашего существования как цивилизации началась не тридцать лет назад, а гораздо раньше и в более разнообразных и изощренных формах. Она фактически идет непрерывно с того дня, когда Арцах и Нахиджеван были включены в состав Азербайджана. Она началась с запрета нахиджеванским армянам-беженцам на возвращение в свои родные места в первые же годы после установления республики, в 1926 году, а позднее — и с планомерного уничтожения армянского культурного наследия края (1) (см. дополнение в конце статьи). Полное и массовое уничтожение армянских хачкаров на средневековом кладбище в Джульфе стало апофеозом этого исторического вандализма. Эта война продолжилась в виде установления автономии Нагорного Карабаха на почти одной четверти той территории, которая отошла Азербайджану согласно печально известному июльскому решению Пленума ЦК Кавбюро РКП(б) 1921 года, когда целые армянонаселенные районы оказались за пределами национальной автономии. Другой позорной страницей являются репрессии против всего руководящего состава Нагорно-Карабахской автономной области в годы сталинизма под предлогом борьбы с троцкизмом, осуществленные азербайджанским Сталиным и Берией в одном лице Мир Джафаром Багировым.
ПОСТЕПЕННОЕ ВЫДАВЛИВАНИЕ ВСЕГО АРМЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ со всей территории Азербайджана и искажение истории края происходили под восторженные тосты о вечной дружбе между «братскими» народами. И все это было на глазах у советского руководства, особенно любившего руководителей «широко шагающего Азербайджана» за их щедрые подарки, а потому оказавшегося неспособным прекратить эту войну против нас. Такого бесстыдного размаха, которого достигли вытеснение армян из Азербайджана, фальсификация нашей истории, осквернение и уничтожение армянских памятников на армянских исторических территориях (см. 2,3) в годы почти 50-летного правления династии Алиевых (исключая короткий период в конце 80-х — начале 90-х годов прошедшего столетия), не было, пожалуй, за последние сто лет. Молодому Ильхаму было с кого брать пример в деле продолжения «славных» традиций своих предков. Его сегодняшняя антиармянская политика взращена многолетними стараниями его родного отца Гейдара и предшественниками последнего — партийными оборотнями старой мусаватистской закалки, перекрасившимися в коммунистов.
Приведем выдержку из статьи В.А. Пономарева, посвященную сохранению армянского национально-культурного наследия в 1920-1990 гг. (2): «За всю свою историю памятники армянской истории и культуры, само духовное наследие прошлых поколений карабахских армян не подвергались такому неприкрытому разграблению и уничтожению, как это было в период нахождения края в составе Азербайджанской ССР (1923-1991 гг.)». Добавим от себя: неприкрытое разграбление и уничтожение как формы физического воздействия являются компонентами войны. А слово «неприкрытое» ясно указывает, что инициаторы разграбления и уничтожения даже не скрывали своих целей, то есть не скрывали того, что они ведут открытую войну против нас. Потому что наше наследие неразрывно связано с нами. И думать, будто уничтожаются только памятники, но не люди, — это самообман. Наши памятники можно уничтожить только вместе с нами.
Действия Азербайджана на подконтрольных ему территориях и у границ Армении носят циничный и демонстративный характер, при отсутствии адекватной реакции армянских властей. Здесь нельзя ограничиваться одними декларативными осуждениями, а необходимы такие заявления, за которыми последуют определенные действия.
В связи с этим хочу предложить будущему, адекватному правительству Армении один из вариантов такого заявления (юридические тонкости и более точные формулировки могут быть учтены при подготовке реального документа).
Заявление правительства Республики Армения
ВВИДУ ТОГО, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАН ПРЯМО НАРУШИЛ ВСЕ ДОГОВОРЕННОСТИ, достигнутые в Москве в рамках трехстороннего соглашения, подписанного 9 ноября 2020 года, и касающиеся сохранения армянского культурного наследия на подконтрольных ему территориях Республики Арцах, открыто проводит политику бесцеремонного давления на Армению и пренебрежения ее интересами как в вопросе возвращения военнопленных, так и демаркации границ, совершаемой в обход международно принятых норм, правительство Армении официально заявляет о своем выходе из переговоров по разблокированию коммуникаций, предусмотренных 8-м пунктом указанного соглашения, до тех пор, пока Азербайджан
1) не возвратит всех армянских военнопленных, указанных в списке, предоставленном ему и российской стороне;
2) не прекратит односторонней «демаркации» армяно-азербайджанской границы;
3) не восстановит все разрушенные им памятники армянского культурного наследия на территории Арцаха за период после 9 ноября 2020 года;
4) не согласится на допуск комиссии ЮНЕСКО для проведения инспекции состояния памятников армянского культурного наследия на оккупированных им территориях Арцаха.
В случае невыполнения условий, касающихся сохранения армянского культурного наследия, Армения оставляет за собой право обратиться в ЮНЕСКО с предложением принятия принудительных мер и санкций в отношении Азербайджана, касающихся ограничений и прав его участия в мероприятиях и программах, осуществляемых в рамках этой международной организации.
Поскольку речь идет о культурном наследии мирового значения, вопрос его сохранения не может быть оставлен на усмотрение лишь азербайджанской стороны, политика которой имеет откровенно армяноненавистнический характер. Любые работы по восстановлению памятников армянской культуры должны проводиться в присутствии и с участием армянских специалистов, при полной гарантии обеспечения их физической безопасности. Без выполнения перечисленных выше условий Армения не допустит никакой коммуникации между Азербайджаном и Нахиджеваном.
Армянская сторона отвергает какие-либо претензии к себе или критику в свой адрес в связи с этим заявлением, поскольку оно является ответом на откровенное пренебрежение Азербайджаном взятых на себя на официальном уровне обязательств. Армянская сторона предостерегает азербайджанскую сторону от каких-либо спекуляций в вопросе об этнокультурной и религиозной принадлежности оговариваемых культурных памятников и уведомляет как азербайджанскую, так и российскую сторону, что все памятники армянского культурного наследия на территории Арцаха давно задокументированы, каталогизированы, имеются их фотографии и подробные описания места их нахождения, архитектурного стиля и внутреннего оформления. Эти материалы находятся в открытой публикации, и их достоверность подтверждена на экспертном уровне.Гориллу скрестили с женщиной: вот что из этого получилось. Уберите детей от экрановЕсли у вас эта группа крови, можете смело не носить маску — COVID не липнет даже если вы…Будете потрясены с кем породнился Шойгу: страна в шоке, его зятем стал сам…
Дополнение
Фрагмент статьи В. Ходжабекяна и Ю.Асатряна «Из истории армянского населения Нахичевана»
«Последовательная политика, направленная на выселение армянского населения, сопровождалась уничтожением памятников истории и культуры армянского народа. Так, летом 1975 г. в г. Нахичеване под предлогом строительства была разрушена церковь Св. Еррордутюн (Троица), основанная в VII в. В этой церкви, как свидетельствуют историки, в 705 г. арабскими захватчиками были заживо сожжены армянские нахарары. В октябре 1987 г. было уничтожено главное армянское кладбище Агулиса. Погублено около 400 средневековых надгробий с более чем 100 надписями, представляющими значительную историкоэтнографическую ценность. Разрушаются прекрасные творения армянских зодчих — церковь Св. Карапета в Апракунисе (X в.), церковь Амараин (IX-XII вв.) в Агулисе, церковь Св. Аствацацин (XII в.) в Мецопе (ныне Бадамлу)».
Заключение
ПЕРВАЯ КАРАБАХСКАЯ ВОЙНА ЯВИЛАСЬ ВОССТАНИЕМ АРМЯН против той войны, которая тайком давно велась против нашей нации. Той войны, в которой нас объявили чуть ли не безземельным народом, не имеющим права претендовать на какие-то территории, a значит, и на те памятники, которые там были оставлены нам в наследство нашими предками. Мы не хотели этой войны, потому что у созидающего народа нет времени и желания заниматься грабежами. Но нас к ней вынудили. Не мы начали эту войну, но мы должны ее завершить. Иначе она никогда не закончится.
P.S. Ряд известных армянских ученых-историков занимался составлением каталогов и подробным описанием армянских памятников на территории Нагорного Карабаха. В их числе, в частности, Шаген Мкртчян и Сергей Карапетян. Ссылки на некоторые из их работ приводятся ниже. Рекомендую также обратить внимание на работу Арсена Мелик-Шахназарова (3), откуда можно узнать о многих дополнительных фактах вандализма в отношении наших памятников на территории Советского Азербайджана.
Григорий Саиян, «Голос Армении»