Накануне древнего иранского праздника Новруз (Новый год) отмечаемого ежегодно в Азербайджане с 21 марта, Президент США Джо Байден направил развернутое поздравительное послание Президенту страны Ильхаму Алиеву. В Азербайджане это расценили как новое подтверждение того, что после второй карабахской войны, изменившей неприемлемый для Баку статус-кво в регионе, страна вошла в высший дивизион мировой политики, и это признает и новое руководство США. Но в тексте поздравления Джо Байдена, опубликованного на сайте главы азербайджанского государства, говорится также о роли США в будущем карабахском урегулировании и о важности стратегических отношений Баку и Вашингтона для всего региона.
«Как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ, мы привержены оказанию содействия сторонам для достижения долгосрочного мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, поощрению примирения между Арменией и Азербайджаном во имя благополучного и мирного будущего» , — написал Джо Байден. Все остальное в послании на наш взгляд не имеет такого значения, как именно эта часть.
Ведь когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ 12 декабря 2020 года прибыли на встречу с Ильхамом Алиевым в Баку, он им так и заявил: «я не приглашал Минскую группу с визитом, это была ваша идея» . На встрече президент Азербайджана отметил, что, Минская группа не сыграла никакой роли в урегулировании конфликта. Он сказал, что часто слышал, что конфликт не имеет военного решения, но возражал этому и говорил, что военное решение есть. «Азербайджан сам решил данный вопрос, одержав победу над Арменией на поле боя, мы вынудили оккупанта признать поражение и подписать Заявление, которое считаем капитуляцией Армении» — сказал президент Азербайджана. Конфликт решен, считает Ильхам Алиев, он остался в прошлом заявил он на встрече, что означало следующее – Минская группа так же, как и карабахский конфликт осталась в истории и ведение каких-либо переговоров в данных рамках не представляется целесообразным для Азербайджана.
Но так ли это на самом деле, если Президент США, говорит обратное? Джо Байден в своем послании ясно намекает, что Минская группа есть, нагорно-карабахский конфликт остается, и он еще не урегулирован, примирения между Арменией и Азербайджаном пока еще нет.
И судя по Трехстороннему заявлению, нет никакой капитуляции Армении. Ведь в подписанном Трехстороннем заявлении ничего не говорится о капитуляции Армении, на самом деле это соглашение о прекращении огня, о перемирии, об остановке войны, а не об урегулировании карабахского конфликта. Там нет ни одного слова о статусе Нагорного Карабаха, а с точки зрения права это говорит о том, что вопрос не урегулирован. Более того Министерство иностранных дел Армении выступило с заявлением по случаю пятой годовщины Апрельской войны 2016 года, где говорится: «Широкомасштабные военные действия, развязанные против Арцаха в апреле 2016 и в сентябре 2020 года, и военные преступления, совершенные в это время Азербайджаном, показали, что Арцах ни в каком статусе не может находиться под юрисдикцией Азербайджана. Лишь признание факта азербайджанской агрессии против Арцаха, определение статуса Арцаха могут стать основой для установления прочного мира и стабильности в регионе. Армения и армянский народ приложат все усилия для восстановления прав своих соотечественников в Арцахе, для обеспечения свободной и достойной жизни на своей родине» . Разве капитулировавшая сторона делает такие заявления?
Кроме того, Президент России Владимир Путин после окончания войны в Нагорном Карабахе вполне ясно высказался относительно статуса Нагорного Карабаха. Проблема статуса Нагорного Карабаха существует, окончательно статус территории не урегулирован, заявил президент Владимир Путин. «Мы договорились о том, что мы сохраняем статус-кво, на сегодняшний день существующее положение. Что будет дальше, это предстоит решить в будущем или будущим руководителям, будущим участникам этого процесса» , — сказал Владимир Путин.
Глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров также разъяснил: «Мы исходим из того, что этот статус будет сейчас определяться в зависимости от того, какие действия мы все должны предпринять, чтобы помочь восстановить этноконфессиональное согласие в Нагорном Карабахе». То есть речь идет не о том будет ли статус или нет, а вообще, каким он будет. Тут также вспоминается эмоциональное обращение по местному телевидению Ильхама Алиева Николу Пашиняну по поводу Трехстороннего заявления по Нагорному Карабаху: «Ну что, Пашинян? Где твой статус? В этой бумаге нет ни слова о статусе Нагорного Карабаха. В ад провалился твой статус, разлетелся в пух и прах. Нет статуса, и не будет, пока я президент». Да, возможно пока Ильхам Алиев президент юридически закрепленного статуса не будет. Но в реальности, де-факто он есть. Именно эти слова — «пока я президент» всем в Азербайджане хорошо запомнились. И острое нежелание юридического закрепления статуса за Нагорным Карабахом вовсе не от того, что 50-100 тысяч карабахских армян могут как-то изменить ситуацию на линии соприкосновения вооружённых сил сторон и повлиять на суверенитет Азербайджана. В конце концов, Азербайджан при какой-то другой власти может просто отказаться от оставшихся под контролем армян и российских территорий и, так сказать, «сойти с крючка» в сторону демократических процессов и интеграции с Европой. Всякое может быть с Азербайджаном, ничему не стоит удивляться после того что произошло на Южном Кавказе. Мы также не думаем, что и Армения когда-то сама начнет войну и будет атаковать Азербайджан со своей территории, каким-то образом, преодолев российских миротворцев, не говоря уже об объективном превосходстве азербайджанского государства над армянским по многим параметрам. Сколько бы сейчас не говорили о реванше это в ближайшие годы, а то и вообще невозможно, хотя бы, в силу фактора присутствия российских миротворцев. Разве что если в Азербайджане к власти придут радикально враждебные России силы и начнут военные действия по очистке, оставшейся под контролем армянских сил и российских миротворцев территорий Нагорного Карабаха, что естественно, приведет столкновению с российскими вооруженными силами вообще.
Разговоры же с угрозой захвата азербайджанцами Сюникской области (Зангезур) Армении, не стоит воспринимать серьезно. Азербайджанское руководство никогда не посмеет начать войну непосредственно против Армении – члена ОДКБ. Заявления президента Ильхама Алиева касательно исторической принадлежности этих территорий Азербайджану направлены на запугивание армянского общества с соответствующими вытекающими…
Что касается статуса самого Нагорного Карабаха, то ввод российских миротворцев может означать, что эти территории уже де-факто получили промежуточный статус. Не обязательно пока закреплять это де-юре. Тем более и Трехстороннее соглашение имеет ряд недостатков, недоработок и все это оставлено так с намерениями внести изменения в окончательный документ, который и будет ратифицирован парламентами обеих стран.
Итак, очевидно, что с точки зрения России проблема статуса Нагорного Карабаха сохраняется и подлежит решению. Такой же позиции придерживаются два других сопредседателя Минской группы ОБСЕ — США и Франция. И, по всей видимости, руководство Армении и непризнанной в Нагорно-Карабахской Республики ближайшие годы переведут борьбу на дипломатическое поле и будут добиваться прямого или косвенного признания статуса для Нагорного Карабаха, развивая тему переходного статуса Нагорного Карабаха на международных площадках. США и Франция будут также стараться потеснить Россию в этом вопросе, заявляя о себе, как о странах, которые не будут оставаться в стороне от процессов в этом регионе. Россия не будет им мешать, а будет модератором в этой ситуации, сохраняя нейтралитет до окончательного политического урегулирования статуса Нагорного Карабаха. Вместе с тем надо понимать, что немаловажен тот факт, что российские военные базы теперь уже есть во всех закавказских республиках, естественно с учетом международно признанных границ.
Что же касается реалий, то в Нагорном Карабахе сохраняются местные власти, законодательный орган, государственная атрибутика, силы безопасности, вооруженные силы, состоящие из местных армян. Что это если не фактический статус? Это напоминает статус Курдистана в составе Республики Ирак. Уместным было бы напомнить и то, что 25 марта парламент Нагорного Карабаха в окончательном чтении принял законопроект, согласно которому русский язык стал вторым официальным. И эта новость была опубликована всеми центральными СМИ России и стран СНГ. Подобные акты и являются показателем реального фактического статуса Нагорного Карабаха. К примеру, российские миротворцы оказывают содействие азербайджанской стороне, которая всегда просит миротворцев в обеспечении транспортной связи с Шушой или с Кельбаджаром, но это, скорее всего, не происходит без согласования с местными властями Нагорного Карабаха. Пока есть только одна дорога в Шушу через село Красный Базар, и одна дорога в Кельбаджар через Мардакерт. Но Азербайджан строит другую альтернативную дорогу в Шушу и планирует дорогу в Кельбаджар. А зачем эти дороги нужны, если конфликт решен и уже есть дороги? Зачем нужно планировать еще одну дорогу через Лачин в Степанакерт, если есть две другие дороги? Это еще раз говорит о том, что конфликт не решен. На основании ряда факторов все же можно полагать, что очертания окончательного статуса Нагорного Карабаха уже видны. Его юридическое закрепление и пока отложено. Россия на долгие годы будет постоянным гарантом безопасности в регионе. Какими будут окончательные границы, покажет время. А вопрос вывода российских миротворцев из Нагорного Карабаха, в конечном счете, не может решаться без учета мнения армян Нагорного Карабаха в силу объективных причин. Разве сами местные власти в Нагорном Карабахе совсем лишены права принимать решения относительно своего будущего? Тем более они не подписывали это Трехстороннее соглашение. В конечном итоге вопрос все же будет зависеть также и от самих карабахских армян. Их мнение по логике вещей будет учтено. В такой ситуации, постоянное отрицание этих реалий властями в Баку, в будущем создаст новые проблемы. Во-первых, война в Карабахе не была поддержана мировым сообществом. Во-вторых, Армения уже не может считаться оккупантом, в силу очевидных причин. Вооруженные силы Армении выведены с ранее контролируемых ими территорий. В Нагорном Карабахе остаются только местные силы. Выводить их некуда, они местные и никаких соглашений и заявлений руководство Нагорного Карабаха не подписывало. При таком раскладе, вопрос особого статуса армян Нагорного Карабаха, христианского анклава нуждающегося в защите, скорее всего, получит международную поддержку. Заявления официального Баку о даже какой-то культурной автономии, также является фарсом. Ведь для того, чтобы предлагать какие-то культурные права армянам, надо сначала продемонстрировать эту политику в отношении народов, защищавших территориальную целостность Азербайджана, то есть в отношении талышей, лезгин, аварцев, татов и др. Как Азербайджан может говорить о культурной автономии, если пресекает все даже национально-культурные права мусульманских народов, не относящих себя к тюркской общности? И это объяснимо, так как Азербайджан переформатируется под турецкий проект именно на высоком культурно-мировоззренческом уровне. И все чуждое этой культуре должно угаснуть и исчезнуть. Конечно же, армяне не верят никаким подобным заявлениям официального Баку. Поэтому международное сообщество, принимая этот факт, не допустит окончательного изгнания из Нагорного Карабаха местных армян. И думается, что Азербайджан не рискнет пойти на повторную силовую акцию, которая теперь уже будет расценена как акция «против мирного армянского христианского населения». Никто этого не позволит, поэтому наступление и было остановлено у ворот Степанакерта. Пока же ближайшие несколько лет нынешнее положение сохранится. Россия не будет требовать ни от одной из сторон спешки в вопросе статуса. Это оставлено на будущее. Такая ситуация устраивает выгодоприобретателей от этой войны. Ильхам Алиев может говорить, что «пока он президент статуса у армян не будет», армянская сторона, возражая, будет говорить о статусе. Страны сопредседатели пока не станут вступать в правовые дискуссии. Турция, скорее всего, будет отмалчиваться по этому поводу – она один из главных выгодоприобретателей и не хочет сильно встревать в антиармянский тренд. Вместе с тем сохранится конфликтная площадка, где будет идти переговорный процесс, правовая и историческая дискуссия между армянами и азербайджанцами, где уже с принципиально другого угла будут смотреть на существование и выживание христианского меньшинства, безопасность которых должна быть обеспечена на международном уровне. Вот тогда в Баку должны будут обосновать и то, почему не только армяне, но и другие многочисленные автохтонные народы страны, такие как талыши и лезгины не могут получить статуса в своей стране, на своих исторических землях. Ведь несмотря на то, что талыши и лезгины, будучи солдатами и офицерами азербайджанской армии и являются победителями в войне, но как национальности они в итоге опять остались ни с чем, кроме легенд и историй о том, как храбро они сражались на войне за то, чтобы, в конечном итоге, и дальше терпеть ассимиляционную политику государства где они проживают. Простые люди многого не понимают, тем более, если им меняют ориентиры и мировоззрение. Но это хорошо понимает образованная часть, элиты этих народов.
Именно по причине того, что придется давать статус талышам и лезгинам, власти в Баку на словах постоянно будут отрицать право нас статус у армян Нагорного Карабаха. Если последние в общественно политической жизни страны в ближайшие годы, десять, а то и двадцать лет не будут играть никакой роли, то талыши и лезгины весомый фактор внутренней политической жизни. Имея свои автономии в стране проживания, они естественно, будут претендовать на часть власти и участие в принятии судьбоносных решений для страны. В цивилизованных странах мира это не создает особых проблем, так как народы, в таких странах заимев определенные преимущества и блага, выступают в защиту интересов своего государства, в управлении которым они принимают участие. Но в Азербайджане такой цивилизованный подход, как в той же России немыслим. Они отвечают, что Азербайджан не федерация, как будто только при федеративном устройстве возможна автономия. Азербайджан не федерация, но имеет в своем составе Нахичеванскую Автономную Республику. И это закреплено в конституции страны и ничего не стоит также закрепить другие автономии и внести изменения в основной закон страны. А менять конституцию в Азербайджане хорошо умеют, делали это не раз.
Самое важное заключается в том, что историческое возвращение российских миротворцев в Азербайджан все же состоялось. Поэтому неудивительно, что народы, находящиеся под пантюркистским и турецким идеологическим прессингом видят свое национально-культурное в России. Они видят в российских миротворцах находящихся в Нагорном Карабахе не только гарантов спокойствия и мира в данном регионе, но и в перспективе гарантов реализации их национальных прав. Конечно же, говорить о полноценной реализации прав талышей, лезгин и других народов этой страны при нынешних реалиях рановато, но все процессы идут к неизбежному справедливому итогу. Пять или десять лет в истории государства или народа срок небольшой. Ничто не вечно под луной, президенты приходят и уходят, а народы остаются.
Источник: — ИА REX (iarex.ru)