Расследование VICE показывает, как малоизвестный телеканал и крупные суммы денег были частью стратегии лоббирования, направленной на улучшение имиджа Азербайджана в Германии.
Правящий правоцентристский союз Ангелы Меркель между Христианско-демократическим союзом и Христианско-социальным союзом недавно разразился пандемической борьбой и скандалом. Но разыгрывается, возможно, более крупный скандал: «Дело Азербайджана».
Расследование VICE может выявить ранее неизвестную степень влияния авторитарного режима на консервативных немецких депутатов. Богатый нефтью и имеющий тенденцию закрывать рот критикам, Азербайджан в течение многих лет пытается улучшить свой имидж в Европе.
Это достигается за счет спонсирования спортивных мероприятий и подкупа политиков. И не всегда удачно. Например, в 2020 году Луке Волонте, консервативному итальянскому члену Совета Европы, было установлено, что ему заплатили около двух миллионов евро, чтобы предотвратить критическое решение против Азербайджана, и суд Милана приговорил его к четырем годам тюремного заключения. По мнению экспертов, Волонте — это только верхушка айсберга. В Германии ведутся расследования в отношении ряда немецких депутатов, в том числе Карин Стренц и Акселя Фишера, которые являются членами ХДС.
Слегка копните и вы обнаружите, что азербайджанское влияние на Берлин затрагивает широкую сеть политиков и лоббистов. Поддержка со стороны немецких политиков, в основном из ХДС / ХСС, отмечается в государственных СМИ Азербайджана. И это потому, что республике отчаянно нужна хорошая зарубежная пресса — на протяжении десятилетий Азербайджан враждовал со своей соседкой Арменией. В прошлом году Азербайджан начал кровопролитную войну с Арменией по поводу спорного Нагорно-Карабахского региона. Считается, что число жертв исчисляется тысячами.
Хьюман Райтс Вотч назвала «примечательным» тот факт, что так много консервативных немецких депутатов явно встают на сторону Азербайджана в споре и продолжают поддерживать режим, несмотря на состояние демократии и прав человека в стране.
Депутат и государственный секретарь парламента Томас Барейс, ключевая фигура в экономической политике канцлера Меркель, несколько раз посещал Азербайджан. В прошлом году, в разгар первой волны COVID-19, он лоббировал отправку партии аппаратов ИВЛ в Азербайджан. Поскольку в Германии по-прежнему не хватает вентиляторов, запрос был отклонен.
Олав Гуттинг, еще один депутат от ХДС, неоднократно привлекал внимание добрыми словами об Азербайджане, выступая на первом германо-азербайджанском экономическом саммите в 2018 году, а также восхваляя «долгую демократическую историю» государства. Заключенные в тюрьму критики режима Ильхама Алиева, вероятно, придерживаются иного мнения. Согласно расследованиям VICE, Гуттинг нанял азербайджанского стажера в свой парламентский офис, чьи посты в Facebook включают в себя заискивание перед диктатором Алиевым и обращение к армянам как к «животным» или «собакам». В первые 22 месяца текущего избирательного цикла Гуттинг задекларировал дополнительный доход в размере 450 000 евро (около 380 000 фунтов стерлингов) сверх своей парламентской зарплаты. Как юрист, он имеет право по закону скрывать своих клиентов и сведения о своих доходах.
Такие депутаты, как Гуттинг, регулярно попадают в азербайджанскую государственную прессу из-за своих сочувственных комментариев. Между тем азербайджанские СМИ часто транслируют интервью немецкого телеканала TV Berlin. Не громкое имя в Германии, но хорошо известное и имеющее хорошие связи в столице. TV Berlin чудом избежало банкротства в 2013 году. Ярким экспонатом телеканала является Питер Бринкманн, седеющий журналист, который, как некоторые говорят, разрушил Берлинскую стену.
По прошествии добрых 30 лет Бринкманн, кажется, потерял веру в критическую журналистику, особенно когда речь идет об авторитарном режиме Алиева и нагорно-карабахском конфликте. Это тема, о которой радиостанция сообщает на удивление часто — и на удивление пристрастно. В 2015 году немецкий журналист Стефан Ниггемайер назвал ТВ Берлин «правительственным каналом Азербайджана».
В том же году Бринкманн взял интервью у депутата ХДС Стренца, скончавшегося в начале этого месяца. Интервью было исследованием того, как не проводить политические интервью: никаких критических вопросов, только одобрение. После интервью Стренц назвал Бринкманна «настоящей легендой журналистики».
Стренц была в центре азербайджанского дела, пока не упала в обморок и не умерла во время полета с Кубы 21 марта. Прокуратура Франкфурта расследовала дело Стренц по подозрению во взяточничестве, подкупе избранных должностных лиц и отмывании денег. В 2014 и 2015 годах она получила от Азербайджана не менее 15 000 евро (около 12 700 фунтов стерлингов). Если бы ее признали виновной, ей грозило бы до пяти лет тюремного заключения.
Помимо Strenz, телеканал «Берлин» также показал несколько интервью с послом Германии в Азербайджане, а также веселые репортажи о визите президента Алиева в Германию и приятные документальные фильмы о стране и ее культуре. Один из комментаторов YouTube резюмирует элементы, явно отсутствующие в документальных фильмах: «А как насчет несправедливого государства Азербайджан? А что насчет свободной прессы, оппозиции, расстрелянной прямо перед домом? »
Достаточно маленький в Германии, чтобы оставаться незамеченным для его пропаганды, TV Berlin является идеальной станцией для азербайджанского лобби. В то время как в Баку название «ТВ Берлин» имеет вес и легко продвигается через государственную прессу. Руководитель программ TV Berlin не стал разговаривать с VICE, а руководство TV Berlin предложило нам телефонное интервью незадолго до крайнего срока. Бринкманн также отказался отвечать на наши вопросы, касающиеся его особого интереса к Азербайджану и режиму.
Инсайдер, знакомый с производственными процессами TV Berlin, сказал VICE, что многие программы были заказаны и косвенно оплачены правительством Азербайджана. Это подтвердили и другие источники, близкие к телеканалу Берлин. Мы запросили у TV Berlin письменное заявление по поводу обвинений и не получили его в срок.
Комиссионные и финансовые средства поступали через лоббистскую организацию «Европейское азербайджанское общество» (TEAS), которая была распущена. Документы, просмотренные VICE, подтверждают деловые отношения. В период с 2008 по 2018 год TEAS, штаб-квартира которой находится в Баку, лоббировала в Лондоне, Париже, Стамбуле, Берлине и Брюсселе. Первоначально организация была создана Ниджатом и Тале Гейдаровыми, амбициозными сыновьями Кямаледдина Гейдарова, влиятельного министра по борьбе со стихийными бедствиями Азербайджана. Заявленные цели заключались в том, чтобы подчеркнуть экономический потенциал страны и «повысить осведомленность о нагорно-карабахском конфликте».
Инсайдеры описывают лобби как попытку найти баланс между достижением максимально возможного влияния при минимальной видимости. И, честно говоря, работа TEAS практически не привлекла внимания СМИ, за исключением нескольких сообщений о его немецком главе Шахине Намати.
Эксперты по лобби называют Намати тусовщиком — блестящим бизнесменом из Эссена с ирано-азербайджанскими корнями и впечатляющим доступом в парламент Германии. Обладая редким пропуском из дома, который позволял ему посещать офисы депутатов в любое время, он регулярно гулял по коридорам парламента Германии. Нередко он работал над про-режимными заявлениями с депутатами-консерваторами, которые затем распространялись на новостных сайтах Азербайджана.
Намати организовывал поездки в Баку для избранных политиков, устраивал вечеринки в шикарном отеле «де Рим» и ужины в заведениях знаменитостей. На джазовых концертах, организованных TEAS, он обращал внимание на страдания азербайджанских беженцев — одну из центральных стратегий режима для завоевания сочувствия. Согласно источникам VICE, Намати и телеведущий Бринкманн также считаются близкими друзьями. Намати не ответила на наши вопросы относительно TEAS, TV Berlin и потока денег из Азербайджана в Берлин.
Гуттинг также отказался разговаривать с VICE. За два дня до известия о ее смерти VICE отправила Стренц электронное письмо с вопросами о ее предыдущих поездках в Азербайджан и ее связях с TV Berlin и TEAS, но не получила ответа.
Мы также спросили Барейса, статс-секретаря парламента при Министерстве экономики, о его визитах в Азербайджан и контактах с Намати. Барейс ответил, что он был в стране пять раз, и о поездках официально сообщалось в парламент или они были частью его полномочий в качестве парламентского государственного секретаря. Он был в Армении только один раз. Он сказал, что никогда не контактировал с TEAS или Namati и никогда не получал денег или других выгод от TEAS, прямо или косвенно.
В отличие от консерваторов, зеленые политики считаются недосягаемыми для азербайджанских лоббистов. Мы поговорили с Табеа Рёсснер, членом парламента от зеленых, которая открыто является членом немецко-южнокавказской парламентской группы. Росснер приехал в Баку в 2015 году с делегацией парламентской группы, в которую входил Стренц. Перед встречей с Алиевым Росснер вспомнил, что Стренц настаивал на модерации беседы. Позже Росснер стал свидетелем того, как Алиев снова остановился у отеля и приветствовал Стренца в холле поцелуями.
Важно отметить, что не каждый немецкий депутат, занимающийся отношениями с Азербайджаном, имеет дурную репутацию. Есть те, кому важна страна, а не только личная выгода. Но если им небезразличен Азербайджан, они также должны отстаивать права человека. Как, например, Мухаммед Мирзали.
В середине марта известный азербайджанский блогер в изгнании был зарезан несколькими нападавшими в Нанте, Франция. У него четверть миллиона подписчиков на его YouTube-канале. Мирзали регулярно сообщает о преследованиях оппозиционеров и коррупции в своем родном Азербайджане.
Как сообщается, нападавшие пытались отрезать ему язык.