Коррупционный скандал, связанный с выплатами на миллионы евро, потряс Совет Европы. Но подробностей по-прежнему трудно найти, и организация, похоже, не желает углубляться в этот вопрос.
Самый большой скандал в истории Совета Европы, вероятно, никогда бы не раскрылся, если бы два подозрительных банковских перевода не были замечены в миланском денежном доме.
Эти шестизначные переводы были осуществлены через банки в Балтии подставными компаниями, базирующимися в Соединенном Королевстве и на Маршалловых островах. Прокурор Милана взялся за дело, и то, что выяснилось, было взрывоопасным в политическом плане.
Официально компания, получившая деньги, принадлежала жене итальянского политика. Лука Волонте получил в общей сложности 2,39 миллиона евро с конца 2012 года по конец 2014 года.
Следователи установили, что деньги отправлял Азербайджан, и что Волонте должен предстать перед судом в следующем месяце, чтобы ответить по обвинению в отмывании денег.
Прокуратура также выясняет, связаны ли эти выплаты вообще с работой Волонте в качестве члена Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Совет Европы является защитником прав человека и демократии для своих 47 государств-членов, включая Россию и Турцию. Каждая страна назначает своих представителей в ПАСЕ, которая собирается четыре раза в год в Страсбурге.
Многие западноевропейские государства не проявляют особого интереса к этому институту, но Азербайджан приложил много усилий, пытаясь помешать Совету осудить его ситуацию с правами человека.
Его политики отпраздновали маленькую победу в январе 2013 года, когда Совет неожиданно отклонил резолюцию немца Кристофа Штрессера о политических заключенных в Азербайджане.
В течение многих лет были признаки того, что роль играет не только лоббирование, но и «икорная дипломатия».
Но в случае с Волонте проблема гораздо глубже, чем просто икра и дорогие ковры. Итальянец признал, что получил 2,39 миллиона евро, но отрицает, что деньги были связаны с его деятельностью в Совете.
Волонте сообщил итальянскому телеканалу RAI, что деньги поступили от азербайджанского политика Эльхана Сулейманова.
Все началось для Луки Волонте с поездки в Азербайджан в июле 2011 года. Его секретарь сказал Der Tagesspiegel, что он летел бизнес-классом, потому что Сулейманов оплачивал счет. По возвращении он написал письмо с благодарностью своему азербайджанскому коллеге, восхваляя их «растущую» дружбу и «драгоценные подарки».
Они поддерживали связь, и Волонте даже поделился своими мыслями о том, как улучшить имидж Азербайджана на мировой арене. Когда в мае 2012 года Европейская инициатива по стабильности (ESI) опубликовала отчет о «икорной дипломатии», вызвавшей ажиотаж в Совете Европы, Волонте подчеркнул во внутренней записке, что «не было никаких доказательств коррупции».
В декабре 2012 года, за несколько недель до голосования по резолюции, Волонте отправила письмо азербайджанскому лоббисту Муслиму Мамедову по электронной почте, в котором подробно описала, на каких «друзей» они могут рассчитывать, когда дело дойдет до обсуждения.
Упомянутые люди, в том числе нынешний председатель ПАСЕ Педро Аграмунт, отзывались о республике Южного Кавказа необычайно положительно.
В декабре Волонте получил свой первый платеж от компании со штаб-квартирой в Великобритании на счет в эстонском банке. Было очевидно, что усилия были потрачены на то, чтобы скрыть тот факт, что деньги пришли из Азербайджана.
После того, как резолюция Штрессера потерпела поражение, Волонте, казалось, опасался, что прибыльной дружбе пришел конец. «Значит, после победы ты меня забыл…», — писал он Сулейманову. Вскоре он предложил новое постановление о политических заключенных, которое через несколько дней сразу отозвал.
«Каждое твое желание — это команда», — писал он позже посреднику Мамедову. Затем в Баку состоялись дальнейшие переговоры с Сулеймановым и российским политиком Алексеем Пушковым.
Дружба окупилась для Волонте. По его собственным словам, за десять лет он получил 10 миллионов евро. Пока деньги заморожены прокуратурой Милана. Но Волонте не будет предстать перед судом по обвинению в коррупции, вместо этого он появится в суде по обвинению в отмывании денег.
История могла бы исчезнуть, если бы это был просто вопрос предполагаемого проступка со стороны политиков. Но заместитель главы делегации Совета Германии Франк Швабе (СДПГ) опасается, что скандал может зайти гораздо глубже.
«Есть подозрение, что коррупция имеет больший размах, и дело не только в Волонте», — предупредил он. «Парламентская ассамблея должна сделать все возможное, чтобы это прояснить».
Согласно исследованию, проведенному Der Tagesspiegel, есть доказательства того, что раскрыта лишь часть скандалов. Платежи Volontè с 2014 года обрабатывала офшорная компания Hilux Services LP, расположенная в Глазго.
Его владельцами являются две компании, базирующиеся на Виргинских островах. Те же люди, которые зарегистрировали компанию в марте 2013 года, одновременно создали как минимум 12 других офшорных фирм с тем же адресом.
В период с конца 2013 г. по конец 2014 г. на эстонский счет Hilux Services поступило около 1 млрд евро от азербайджанской компании Baktelecom. Эта сумма и сеть компаний позволяют предположить, что существует самый крупный аппарат, который позволяет делать больше, чем просто платить одному политику.
Но попытки пролить свет на этот вопрос в лучшем случае были вялыми. Поднять этот вопрос на пленарном заседании пытались только политики соседа и соперника Азербайджана — Армении. Однако президент Совета Аграмунт прервал их.
Но в январе трансграничная и межпартийная поддержка была заручена на пленарном заседании в Страсбурге, и 64 депутата призвали к независимому расследованию скандала.
Сейчас есть опасения по поводу авторитета Совета. «Парламентская ассамблея Совета Европы призвана противостоять тем, кто нарушает права человека», — сказал эстонский политик Ээрик-Нийлес Кросс, один из 64 поддержавших резолюцию. «Если эта организация будет дискредитирована, то это плохо не только для Совета Европы, но и для всей европейской идеи», — предупредил он.
И замешан не только Азербайджан. «Тем временем в Совете возникла сеть из стран с авторитарными тенденциями, которая защищает их от критических мнений», — сказал Швабе. Из-за этого дискуссия о ситуации с правами человека в Турции уже отошла на второй план.
Председатель ESI Джеральд Кнаус надеется, что дело Волонте вызовет волну: «Если депутат сможет перевести сотни тысяч евро без независимого расследования, то Совет Европы станет просто базаром».
Теперь есть свидетельства того, о чем он и его организация предупреждали в течение некоторого времени. «Теперь это показывает, насколько коррумпированной была организация в течение ряда лет».
Однако те в Совете, которые ищут ответы, встречают сопротивление. Аграмунт пытается преуменьшить значение этого вопроса и говорил о «незаконных посягательствах на честь и репутацию человека».
Президент ПАСЕ уже отложил решение о независимом расследовании. Теперь лидерам групп Совета нужно будет внести предложение.
Решающую роль играет руководитель делегации Германии Аксель Фишер (ХДС), поскольку он также является председателем группы ЕНП, к которой принадлежал Волонте.
Но Фишер не входит в число тех, кто активно ищет ясности в этом вопросе и симпатизирует версии событий Волонте.
Узнав об обвинениях в коррупции, он потребовал составить реестр неправительственных организаций, в котором были бы подробно описаны их финансы. Эта инициатива, которая явно нацелена на такие организации, как ESI, напоминает российский закон об «иностранных агентах», который подвергается критике.
Отвечая на вопрос Der Tagesspiegel о деле Волонте, Фишер отказался от комментариев, настаивая на том, что он не хочет предвосхищать исход дела.
Перевод Константин Адамов