Цель оправдывает средства, это знали еще в Древнем Риме. Примерно тогда же стали использовать религиозные разногласия для управления территориями. Как показывает жизнь, практики геополитических войн не сильно изменились.
Нагорный Карабах. Историческая территория Армении, которую Азербайджан «принципиально» провозгласил своей. Принадлежность Карабаха армянам подтверждена многочисленными научными фактами, которые азербайджанская сторона всеми способами пытается опровергнуть, не опасаясь даже при этом использовать заведомо проигрышный для себя фактор национальных и религиозных меньшинств, одним из которых историки считают использование в полемике роли удинской церкви.
Удины — это одно из 26 лезгино-дагестанских племен, которые согласно античному географу Страбону, за тысячелетие до Рождества Христова населяли земли между рекой Кура и Каспийским морем. Их государство называлось Царство Албания или Кавказская Албания. К современной Албании оно отношения не имело, историки до сих пор спорят, откуда взялось это название на Кавказе.
В 1990-х годах экспедиция АН Грузии во главе с Зазой Алексидзе в монастыре Св. Екатерины на Синайском полуострове обнаружила грузинско-албанский палимпсест — несколько раз переписанный манускрипт. В 2008 году европейские лингвисты его, наконец, расшифровали с помощью удинского языка. И с тех пор в исторической науке окончательно утвердилось мнение, что с античного времени и до развитого средневековья удины могут считаться народом-доминантом Албанского царства со столицами в городах Кабала и Шаки.
Эпоху ослабления Арабского халифата можно считать расцветом царства. Часть левобережной Албании в этот период (к IX-X векам) называлась также «Страной удийцев» (как сообщает историк Иованнэс Драсханакертци), а слово «уди» стало самоназванием для всех албанцев христиан левобережья Куры.
Страна имела важное значение для основных геополитических игроков того времени: Рима и Персии. И, конечно, для главного соседа удин – армянского народа, который всегда был братским для удин. Христианство стало для обоих этническим маркером. Уже в 315 году нашей эры Григор Просветитель крестил в Армении албанского царя Вачагана I Храброго. Тогда же образовалась Албанская церковь, которая находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью.
Первые епископы Албании восседали в столице царства Кабале, а после 462 года переименованные в католикосов обосновались в городе Чор (Дербент). К этому времени на армянских и удинских землях происходили серьезные потрясения. Поочередно сменялись наместничества персов, иранцев, тюрков и других.
В 552 году резиденция католикосов была перенесена в новую столицу — город Партав. Он находился уже на этнически армянском правобережье Куры, в провинциях Утик и Арцах. В качестве официальных языков богослужения применялись албанский и армянский. Но албанская письменность, созданная армянским архимандритом Месропом Маштоцем и албанским иереем Бениамином в начале V века, через несколько столетий перестала употребляться, и единственным письменным-литературным языком для всех удин-христиан остался армянский.
В середине XVIII века десятки тысяч удин на левобережье Куры (около 50 сёл) были насильно обращены в мусульманство и навек потеряли своё национальное лицо.
Албанский католикосат с центром на правом берегу Куры формально просуществовал до декабря 1815, когда воссоединился с Армянской Апостольской Церковью. 11 Марта 1836 г. император Николай I подписал особое «Положение об армяно-григорианской церкви» (Армянская Апостольская церковь — ААЦ), которое образовало две епархии ААЦ – Карабахскую (на правом берегу Куры) и Шемахинскую (на левобережье).
XVIII-XIX-ые века стали трагичными для удинского народа, войны и междоусобицы унесли тысячи жизней. Если в XVIII веке удин на исторических территориях могло быть около 100.000 человек, то в начале XX века их оставалось около 10.000. После событий 1915-1923, когда армянский народ подвергся жестоким гонениям в Османской империи, удин осталось всего 2.445. Это цифры 1926 года. В Советском Союзе удинскому этносу удалось немного восстановиться. Но распад страны и очередной конфликт Азербайджана с Арменией вернул все к трагическим показателям. Если в конце 1980-х годов число удин в Азербайджане было 6.120 человек, то по данным официальной статистики в 1990-х годах оно резко сократилось до 3.800 человек. В городе Варташен численность удин упала с 3.000 человек в 1988-ом до 74 в 2009 году.
В результате Карабахского конфликта служение Армянской церкви в Азербайджане стало невозможно. Удины на годы фактически оказались в религиозном вакууме. При этом азербайджанское руководство использует удин в пропагандистской войне против Армении и Арцаха (армянское название Карабаха), представляя их в глазах мировой общественности в качестве единственного «хозяина» историко-культурного наследия Албании и восточных краев Армении – Утика и Арцаха. Запущен и процесс учреждения так называемой «Удинской церкви» с перспективой её сближения с Грузинской или Римско-Католической церквями.
Баку полагает, что проект «Удинская церковь» вправе заявить о своих претензиях на всё имущество «Албанской церкви Азербайджана», а это не только церковное имущество, книги и храмы в Арцахе и Утике, но даже монастыри в Иерусалиме. При этом удин заставляют стереть древние надписи на стенах своих церквей, которые естественно написаны на армянском языке. Так братский армянам удинский народ в XXI веке стал заложником геополитических игр, теряя идентичность и религиозные основы. Что, впрочем, увы, становится обыденностью в современных «горячих точках», когда для отрыва населения от корней искусственно создаются квазицеркви и новые конфликты.
кандидат исторических наук: Александр Пахомов