Султан всея Азербайджана объявил армянский город Шуши «культурной столицей» своей страны. Оно, конечно, понятно, что когда нет своей культуры и культурного центра, то надо объявлять таковым оккупированный город, бывший культурно-образовательным центром армянского народа и всего Южного Кавказа. Другое дело, что, как заметил ирановед Вардан Восканян, «бакинский диктатор может объявить Шуши не только «культурной столицей» искусственного образования под названием Азербайджан, но и всей Вселенной, но без разрешения российских миротворцев в этот самый момент даже он не может добраться до «своей столицы».
РАНЕЕ ВЕСЬМА ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЕ заявление сделал председатель Союза архитекторов того же гособразования по фамилии Касимзаде, который призвал уничтожить все армянские храмы на территории Арцаха. Опять-таки понятно, почему глава азербайджанских архитекторов так жаждет разрушений – слишком много на этой земле древних и средневековых армянских церквах и слишком уж явно свидетельствуют они о том, кто именно веками здесь жил и созидал. Позже, почувствовав, что переборщил с выдачей сокровенных желаний, Касимзаде начал оправдываться, что, дескать, «речь шла об армянских церквях, которые были построены на территории Карабаха в годы его оккупации Арменией» с целью «закрепления на века самого факта оккупации».
«Армяне там были неполных тридцать лет. Если бы они занимались созидательной деятельностью, то на этой территории появились бы больницы, школы, детские сады, жилые дома, различные объекты культуры. Но ничего из этого не было построено, потому что оккупанты знали, что рано или поздно им придется уйти», – заявил глава азербайджанских архитекторов. Объяснять что-либо субъекту, который считает, что можно 30 лет жить без школ, детских садов, жилых домов и пр. – занятие бессмысленное. Точно также бессмысленно говорить «архитектору» о том, что за 30 лет в Арцахе было построено всего 1-2 храма, все остальные имеют многовековую или многолетнюю историю…
Между тем все, что так неуклюже пытался скрыть Касимзаде, честно и откровенно выдал его президент. Комментируя отказ допустить в находящиеся под азербайджанской оккупацией районы Арцаха миссию ЮНЕСКО, что само по себе является весьма красноречивым фактом, Ильхам Алиев пригрозил пересмотреть сотрудничество с этой организацией, если последняя «не сохранит свой международный статус». «ЮНЕСКО не является филиалом какой-либо страны. Если этот подход будет верховенствовать в наших отношениях, сотрудничество будет. Если нет — не будет, можно пересмотреть наше сотрудничество. В любом случае, наши намерения чисты. Должны быть отношения свободные от двойных стандартов, исламофобии и избирательного подхода», — заявил он.
То есть, если ЮНЕСКО хочет послать в Арцах миссию с тем, чтобы осуществить мониторинг послевоенного состояния богатейшего армянского культурного наследия, в интерпретации Алиева, по приказу которого бомбили шушинский храм Всеспасителя Казанчецоц, это «двойные стандарты, исламофобия и избирательный подход». Чего в этих словах больше – наглости или кретинизма – предоставляем судить читателю. Но если вспомнить о полной коррупционных скандалов истории взаимоотношений Азербайджана с ЮНЕСКО, а также о еще более богатой фактами культурного геноцида истории самого Азербайджана – как в советские времена, так и в годы независимости – то все становится предельно ясно. Алиев просто-напросто грозит перекрыть финансирование ЮНЕСКО, в которую он вбухал за последние 20 лет миллионы нефтедолларов с вполне конкретными целями.
У ВСЕХ ЕЩЕ В ПАМЯТИ ГРОМКИЕ разоблачения, связанные с именами двух предыдущих гендиректоров ЮНЕСКО, особенно болгаркой Ириной Боковой, которая изо всех сил продвигала имидж Азербайджана как «пространства толерантности», наградила свою подружку-подельницу по коррупционным скандалам Мехрибан Алиеву высшей наградой ЮНЕСКО – Золотой медалью Моцарта, и оказала семейке Алиевых многочисленные иные услуги – разумеется, за соответствующую мзду. Согласно международным СМИ, муж Боковой — Калин Митрев в 2012-2014 гг. получил от Азербайджана в общей сложности 425 тысяч евро, а сама она владеет недвижимостью на Манхэттене стоимостью более 3 миллионов долларов. И это – лишь небольшая часть тех обвинений, которые были выдвинуты против экс-главы ЮНЕСКО и ее мужа в Болгарии.
Пытались ли Алиевы подкупить нынешнего генсека – француженку Одри Азуле – сомневаться не приходиться, ибо коррупционная составляющая является главенствующей в международной политике и практике Азербайджана. Насколько эти попытки оказались удачными – судить сложно, во всяком случае никаких подтверждающих это фактов пока нет. Но если ЮНЕСКО уступит явному шантажу Алиева и не будет настаивать на посещении Арцаха миссией по сбору фактов, неизбежно появятся обоснованные подозрения в том, что руки г-жи Азуле связаны некими финансовыми обязательствами.
Потому что отказ пропустить на оккупированную территорию Арцаха экспертов самой авторитетной в данной сфере международной организации – более чем весомое доказательство того, что Алиев намерен уничтожить армянские памятники Арцаха точно так же, как ранее это было сделано в Нахиджеване. А ультимативный характер этого отказа свидетельствует по меньшей мере о том, что Алиев считает себя вправе говорить с ЮНЕСКО в столь развязном тоне, и это право гарантировано ему финансовыми вливаниями. По сути дела, ЮНЕСКО стоит перед тривиальным в последние годы выбором: ценности и имидж — или деньги, и этот выбор неизбежен там, где появляется подкупающая и покупающая все и всех грязная турецкая лапа.
На этом фоне нельзя не вспомнить о том, что после полного уничтожения уникальных армянских хачкаров на кладбище Старой Джуги ни одна международная экспертная миссия так и не была туда допущена – в том числе от ЮНЕСКО. Если это преступление сошло Алиеву с рук, почему бы ему не начать разрушение не менее уникальных армянских храмов Арцаха с тем, чтобы и здесь стереть богатейший армянский культурный след? Зачем вандалам сохранять Тигранакерт, Дадиванк, Цицернаванк, многочисленные старинные сельские базилики, в которых армянских дух настолько силен, что его не перекрыть никаким присвоением и объявлением удинскими, албанскими и пр.?
СРАЗУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ множество международных организаций и политических лидеров наперебой подчеркивали необходимость сохранения армянского культурного наследия на временно оккупированных территориях Арцаха. МИД РА тогда также довольно активно акцентировал эту более чем актуальную тему. Сегодня, спустя всего 2 месяца, официальный Ереван не считает нужным реагировать на звучащие из Баку провокационные заявления, демонстрирующие варварские планы Алиева.
То, что говорит глава Союза архитекторов, то, что публично заявляет сам Алиев, есть не что иное, как декларация намерений устроить второй Нахиджеван в Арцахе. Молчание как МИД, так и министерств культуры Армении и Арцаха – фактическое согласие на вандализм, заявленный на самом высоком уровне. В Арцахе, как известно, имеется более трех тысяч памятников историко-культурного наследия (крепости, храмы, хачкары, надгробия), которые давно инвентаризованы и имеют паспорта. И если хоть один из этих памятников будет разрушен, ответственность за это наравне с Алиевым будет нести также руководство Армении и Арцаха – лично Пашинян и Арутюнян, никак не реагирующие на беспрецедентные по хамству заявления из Баку.