Началась активная атака на Армянское духовное наследие Арцаха устами служителей РПЦ под управлением бакинской пропаганды. Так, 1 декабря 2020г. в российской «Независимой газете» опубликовано интервью о церквях и духовном наследии Арцаха настоятеля Свято- Никольского храма РПЦ в итальянском г. Мерано иегумена Алексия Никонорова. Этот представитель РПЦ является автором диссертации «Христианство Кавказской Албании.» В интервью неравнодушный к Мехрибан Алиевой и, скорее всего, к звону монет тоже иегумен сделал настолько абсурдные заявления, что , по-моему, РПЦ придется выкручиваться за него. К примеру: «Практически на протяжении тысячи лет Азербайджан был преимущественно христианской страной.» Даже если это хитрый ход, мол, понимайте, какой хотите Азербайджан: будь то хоть Азербайджан как провинция Персии или республика нынешняя, то ни то, ни другое образование не было отдельной страной и тем более не имело основной религией христианство. Шурик вспомнился Гайдая: «А крепость тоже я..?»
А дальше веселее толкует Алексий. Когда три десятка лет политически окрашенная историография Баку утверждала, что азербайджанцы — это тюрки, видимо, до Италии и лично до иегумена РПЦ Алексия это не доходило, а сейчас, когда в Баку вновь примазываются к Кавказской Албании, иегумен РПЦ полез не в Библию, а в вымышленную историю Алиева, иначе чем объяснить высказывание, наверное, неглупого, но лукавого уж очень отца Алексия Никонорова о том, что «азербайджанцы — это не пришлые в XI-XIII веках тюркские племена, а потомки древних кавказских народов, тысячелетиями формировавшиеся в этом регионе и постепенно вбиравшие в себя персидский и тюркский этнические элементы.
Соответственно нынешние азербайджанцы являются законными преемниками тех государств, которые существовали на этой земле, в том числе и государства Кавказской Албании, а также наследниками тех культурных и религиозных монументов, которые дожили до наших дней.» И куда делись «бир миллет — ики довлет»? Человек, защитивший диссертацию по христианству Кавказкой Албании приравнивает этногенез и полит. преемственность государств? Законность преемственности, стесняюсь спросить, чем определяется? А высказывание деятеля, что «христиане Азербайджана являются духовными наследниками этой (Албанской) древней Церкви,» — это прямо всех христиан касается в Азербайджане?
А христиане Бакинской епархии РПЦ, а армяне, те самые 30.000, о которых мы 30 лет слышим, — они тоже волшебным образом являются духовными наследниками Албании? Или это те христиане, которые 1000 лет на территории Азербайджана? А кто ж они по этносу… неужто азербайджанцы только потому, что по приказу нельзя говорить об армянах? Да… чего для услады ушей бакинской политики только не скажешь… Отрицание армянского духовного и культурного наследия Арцаха и всего Карабаха иегумен Алексий объясняет очень просто: с 428г. же не существовало долгосрочного армянского государства, да и если имелись временами, они же, по Алексию Никонорову, к Карабаху отношения не имели, а значит, и не могут считаться армянскими.
Гениально! То, что до 1918г. Азербайджан вообще не имел государства, это, по иегумену Алексию, не лишает его права на духовное христианское наследие армян Арцаха и всего региона. А вот армяне, веками и тысячелетиями проживающие там, но не имевшие в какие-то периоды истории там государства, не могут быть хозяевами этой культуры. Ой, батюшка… То есть приход РПЦ в г.Мерино, который пасет иегумен, не имеет отношения к русскому народу, его культуре и России, ведь на этой территории не было и нет русского государства. И так можно сказать о любом храме, строении в любом месте.
Ну, и конечно, незабвенная классика от служителя РПЦ: Гандзасар — албанский монастырь. Иегумен Алексий РПЦ плохо в духовной семинарии изучал историю христианства, поэтому не в курсе, что в 1836г. российскими властями Гандзасарский католикосат Армянской Апостольской Церкви (не Албанский) был разделен на три епархии — Арцах, Гандзак и Шемаха, которые, как всегда, подчинялись Армянскому Эчмиадзинскому собору.
Лучше бы иегумен Алексий знал, что в 17-18вв. при непосредственном руководстве АРМЯНСКОГО католикоса Гандзасара Есаи, в период царствования в России Петра I, велись переговоры с целью присоединения Арцаха- Карабаха к России, а также немешало бы покопаться в архивах РПЦ, где имеется обращение представителя эчмиадзинского католикоса от 17 октября 1751г. к астраханским армянам, цитату из которого представляем лично для иегумена Алексия-«оглы»: «Итак наша речь, если говорить вкратце, сводится лишь к тому, что восседающие в Гандзасаре и называемые агванскими католикосами пасли МЕСТНОЕ население, АРМЯН ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ, НО НЕ АГВАНОВ, наш народ, но не их, владели ими по сей день мятежно…» Ну, вот были, иегумен лицемерный, были армяне и в АРЦАХЕ, и Гандзасар в 13в. построил армянин, хотя вы бессовестно приписываете его албанцам, и в персидских документах говорится, что храм и жители там — армяне.
Надо только меньше любить звон монет и икорку, и будет вам свет Божий. А вот пропагандой заниматься и переманивать в другую пусть даже братскую церковь — это низенько. Иегумен хитёр, предлагает потомкам христиан Кавказкой Албании пастись в РПЦ…зачем, батюшка несвятой? Есть Армянская Апостольская Церковь, частью которой и была церковь Кавказской Албании с 8 века и где до сих пор удины среди прихожан! Или это ещё один способ этнических чисток?
Ну, и конечно, без подхалимства к власть имущим в стольном Баку не обошлось: «Азербайджан в период своей новейшей истории демонстрирует эталонный пример бережного отношения к монументам истории и культуры, и не только к своим.» Да? Наверное, Алексий Никоноров имел в виду примеры вандализма в Арцахе, уничтожения армянского наследия в Джульфе, Баку, Гяндже… Не отстал от сего господина ещё один знаток христианства Албании от РПЦ — протоиерей Константин Поминов — глава Бакинской епархии, ну, тут уж сам Ильхам велел… Для них и им подобным:
7 фактов о Церкви Кавказской Албании:
1. Албанская церковь находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью.
2. Первым епископом церкви Кавказской Албании был внук Григория Просветителя — Григорис, могила которого находится в Амарасе (Арцах).
3. С 705г. по решению Партавского Собора Церковь Кавказской Албании стала частью Армянской апостольской церкви.
4. В 1815г. Албанский католикосат ААЦ был преобразован в митрополию с подчинением Католикосу и Верховному патриарху Армянской церкви.
5. Последним Албанским католикосом стал Саргис II (1810—1815, 1815—1828 митрополит)
6. Престол католикоса был упразднён в 1830г.
7. Удины — единственные наследники Албанской церкви, которые сохранили свою веру. Все таинства они совершают в армянских церквях и по сей день.Поместные соборы и вселенские соборы, являются неопровержимым доказательством существования церкви Кавказской Албании и ее взаимоотношений с ААЦ!Утверждения Азербайджана о своём праве на наследие этих церквей звучит также противоречиво, как если Турция утверждала бы о своём праве на Собор Святой Софии как преемница Византийской Империи.
Захватчик не может быть законным наследником! Предлагаем руководству РПЦ направить Константина Поминова и Алексия Никонорова на курсы переподготовки по направлению: «история православных церквей».
Вера и духовность нынче определяются тяжестью кармана некоторых служителей РПЦ, увы…