Государственная политика Азербайджана, наточенная на насаждение нетерпимости в отношении армян Армении и Арцаха, нередко, в разных обстоятельствах, проявлялась в форме насилия и преступлений против армян и сопровождалась героизацией данного поступка.
Подобные «геройства» носят регулярный характер – как в условиях войны, так и в мирное время, подтверждая, что в Азербайджане так и сформировалась «культура войны» и умение видеть армян вне этой привычки. Ярким примером этого является произошедшее в Будапеште в 2004 году убийство армянского офицера Гургена Маркаряна, с особой жестокостью совершенное военнослужащим ВС Азербайджана Рамилем Сафаровым. За это преступление в Азербайджане убийцу ждала награда — звания самых высоких степеней и всеобщее одобрение
Подобные случаи, происходящие в мирное время, позволяют представить, каковы масштабы и методология военных преступлений в условиях войны. Случаи пыток военнослужащих и гражданских лиц, ставших жертвами варварств в ходе вооруженной агрессии, развязанной Азербайджаном против Арцаха в апреле 2016г., свидетельствуют о положительном восприятии в азербайджанской общественности позиции «убей армянина – стань героем» и парадоксально абсолютном неприятии иного мнения об этом.
В качестве примера можно привести и историю с молодым азербайджанским психологом НарминомШахмарзаде, оказавшимся в прицеле общественности и руководства Азербайджана только за то, что усомнился в «героизме» Мубариза Ибрагимова – «национального героя» Азербайджана.
Необъявленная война Азербайджана против граждан Армении и Арцаха ведется всеми возможными преступными методами, и отсутствие соответствующей реакции международной общественности способствует совершению новых преступлений. В атмосфере поощрения и безнаказанности нетерпимость к армянам вырождается в пропаганду варварства и жестокого отношения, что можно легко заметить при изучении армянских погромов в Азербайджане, учиняемых на разных этапах истории, или случаев насилия в отношении гражданских лиц – армян, попавших в плен в этой стране, что нередко заканчивалось смертью. Власти Азербайджана даже месяцами отказывались выдавать тела убитых пленных.
А между тем освобождение Арцахом азербайджанца Э.Хусейнзаде противопоставляет политику, которой привержены армянская и азербайджанская стороны. В отношении попавших в плен азербайджанцев в Арцахе соблюдаются права, закрепленные международными нормами и конвенциями, в том числе – справедливый суд. Судебные процессы проводятся открыто и с участием международных наблюдателей и правозащитников. Они находятся под контролем МККК. Освобождение Хусейнзаде лишний раз доказывает, что армянская сторона не проявляет дискриминационного подхода к пленным из этнических соображений.
А ведь это радикально отличается от ситуации, царящей в Азербайджане. В течение последних 10 лет в отношении армянских гражданских лиц, по неосторожности оказавшихся на территории Азербайджана, на государственном уровне грубейшим образом нарушались положения Женевской конвенции. Все они подвергались пыткам, что было доказано в результате исследования тел умерших, их заставляли давать интервью по написанным заранее текстам и публиковать их. Некоторые из заложников были убиты разными способами.
Рядовой Гор Манасян попал в плен и был расстрелян 19 июля 2008г. И только 5 августа его тело было передано армянской стороне. 11 сентября 2010г. житель приграничного села Ттуджур 20-летний СамвелСарибекян (1990 г/р) при неизвестных обстоятельствах был взят в плен ВС Азербайджана. По словам членов семьи, он пошел в лес за дровами и не вернулся. 18 сентября азербайджанские СМИ сообщили о захвате «армянского шпиона», а азербайджанский телеканал ANS показал видеоматериал, в котором Сарибекян «признался» в том, что «пошел в Азербайджан для совершения теракта», что он «диверсант», и что его «целью в Азербайджане было взорвать школу».
Экспертиза материала показала, что интервью было проведено в условиях физического давления и применения спецсредств. В течение месяца его пребывания в плену представителям МККК не разрешали встретиться с ним. 5 октября Минобороны Азербайджана сообщило, что Сарибекян покончил с собой, и только через месяц – 4 ноября, его тело со следами пыток бело выдано семье. Родители Сарибекяна обратились в ЕСПЧ, отметив в иске, что независимо от обстоятельств смерти, ответственность за жизнь человека несет Азербайджан.
Житель приграничного тавушского села Чинари, 33-летний (1981 г/р) Карен Петросян 7 августа 2014гю заблудился и перешел армяно-азербайджанскую государственную границу, оказавшись в азербайджанском селе Арбулаг. Карена Петросяна выставили в качестве диверсанта. Принудительным образом сменили его спортивную обувь на военную. Показали в большом количестве оружие и боеприпасы, которые якобы были на нем. Между тем, как рассказали азербайджанские крестьяне, он был безоружен, вошел в село, попросил сигарет, после чего в сельской чайной его угостили чаем. Военнослужащие сопроводили его в местный штаб корпуса. На следующий день – 8 августа, азербайджанские СМИ, ссылаясь на МО АР, написали, что К.Петросян «скоропостижно скончался». Официальная версия – инфаркт.
Только спустя 2 месяца, после решения ЕСПЧ, 10 октября азербайджанская сторона выдала армянской стороне тело гражданина РА К.Петросяна – со следами насилия. Комиссия по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших РА 8 августа выступила с заявлением, согласно которому «Карена Петросяна довела до смерти азербайджанская сторона». В распространенном СМИ видеоматериале четко видно, как безоружный пленный подвергается бесчеловечному отношению, как командующий Шамхорским корпусом генерал-лейтенант РовшанАкперов, при непосредственном участии которого К.Петросян подвергался всяческому унижению, не понес никакого наказания в связи с этим случаем, а уже в 2015г. был назначен командующим Бакинским корпусом. Дела Сарибекяна и Петросяна рассматриваются в ЕСПЧ.
Случаи смерти отмечались не только в период пребывания в плену в Азербайджане, но и среди пленных, уже переданных Армении.
Житель приграничного села Верин Кармирахпюр 77-летний (1937 г/р) МамиконХоджоян, у которого были психические расстройства, 28 января 2014г. случайно оказался на территории Азербайджана, был взят в плен и представлен как диверсант. Подвергался пыткам. 4 марта 2014г. со следами пыток и всяческого насилия был передан армянской стороне, но 20 мая 2014г. умер. Расследование показало, что он подвергалсяпыткам, на теле обнаружены множественные следы насилия и исламские знаки. В его крови было обнаружено опасное для жизни и здоровья вещество, которое, по всей видимости, и стало причиной смерти. По факту в ЕСПЧ был направлен иск. В ноябре 2015г. дело было принято в дальнейшее расследование.
В отношении армянских пленных применялись методы не только физического, но и психологического давления, что можно констатировать в случае оставшихся в живых пленных в Азербайджане. Примечателен пример гражданина Арцаха Арсена Багдасаряна, с 26 декабря 2014г. находящегося в плену в Азербайджане. Посетивший Багдасаряна 12 января 2015г. азербайджанский правозащитник Э.Бейбудов заявил, что Багдасарян сказал, будто «перешел на азербайджанскую сторону по своей воле» и не желает возвращаться в Армению. Во время одного из судебных слушаний, однако, Багдасарян уже заявил, что вошел на азербайджанские позиции по приказу некоего полковника, который грозился в противном случае возбудить против него уголовное дело.
В последующие годы — в том числе и в 2018г., азербайджанская сторона использовала А.Багдасаряна в собственных пропагандистских целях, проводя с ним интервью и популяризуя этот случай. В прежних и нынешних выступлениях Багдасаряна можно отметить ряд противоречий и четкие признаки азербайджанской пропаганды, как например: «в Армении не любят карабахцев, между ними серьезные разногласия», «Армения — агрессивная, негуманная страна» и др.
Сегодня также в Азербайджане продолжается та же политика. Последний пример – Карен Казарян. Армянская сторона представила факты о том, что он болен, что никогда не служил в армии, но все равно Азербайджан объявил его членом диверсионной группы и провел закрытый процесс – опубликовав кадры, которые сопровождались грубейшими нарушениями прав человека и правовых норм.
Таким образом, на примере не только военных преступлений и армянских погромов в Баку и Сумгаите , но и ряда случаев, имевших место за последние годы, можно констатировать стимулирование и поощрение армянофобии и антиармянских проявлений среди азербайджанской общественности, что и порождает таких преступников, как «герои военной мифологии» азербайджанцев Рамиль Сафаров, Мубариз Ибрагимов, Ибад Гусейнов и находящие в армянском плену диверсанты Дильхам Аскеров и Шахбаз Гулиев.