«Французские» страдания алиевского режима стремительно углубляются, обретая характер уже хронической шизофрении. Спустя 5 дней после состоявшихся в Париже мероприятий, посвященных 100-летию завершения Первой мировой войны, в Баку наконец выдали причину того, почему на них не присутствовал сиятельный бакинский султан.
В РЕЗУЛЬТАТЕ МУЧИТЕЛЬНЫХ РАЗДУМИЙ ЛУЧШИХ УМОВ АЗЕРПРОПА ВЫЯСНИЛОСЬ, что это была месть Алиева Макрону за то, что французский президент не посетил Баку после октябрьской поездки в Ереван. Почему об этом было заявлено не сразу по получении и отклонении приглашения и даже не накануне мероприятий — вопрос не просто риторический, но и наводящий на серьезные сомнения относительно того, а было ли приглашение вообще?
О странностях поведения азербайджанских властей в контексте отношений с Францией не раз доводилось писать. В Баку не устают возмущаться подчеркнуто и традиционно теплыми отношениями этой страны с Арменией, брызгая слюной каждый раз, когда эти отношения получают новое проявление и новый импульс. Раздражение диктаторского режима достигает, естественно, апогея при каждом новом подтверждении развития и углубления отношений Франции с Арцахом на муниципальном уровне, что неоднократно выражалось во всякого рода гневных нотах, заявлениях, обращениях и уничижительных просьбах. Особо критические дни переживают бакинские чиновники в дни посещений руководителями Арцаха различных городов Франции, как, например, и в ходе нынешнего визита Бако Саакяна в Париж.
Вернемся, однако, к мероприятиям 11 ноября, на которых присутствовали практически все мировые лидеры во главе с Трампом, Путиным, Макроном и Меркель, а также руководители и делегации нескольких десятков государств. А вот Ильхама Алиева и его первого и единственного во всех смыслах вице не было. Сохраняя в дни торжеств гробовое молчание по поводу столь вопиющей «несправедливости», администрация президента, как выяснилось позже, усиленно корпела над мало-мальски правдоподобными объяснениями. После выступления на Парижской мирной конференции премьер-министра Армении Никола Пашиняна бакинские СМИ разразились болотом грязных ругательств, однако опять-таки тщательно обошли факт отсутствия своего президента. Отметим, что речь армянского премьера с четко расставленными акцентами прозвучала весьма достойно в свете трагической значимости событий начала ХХ века для нашего народа. По всей вероятности, мессиджи достигли своей цели и вызвали в Азербайджане бессильную ярость, вылившуюся в вонючий поток голословных и нелепых обвинений армян во всех смертных грехах в годы Первой мировой.
И лишь 15 ноября придворные политологи огласили вымученный бессонными ночами вердикт: Алиев, оказывается, получил приглашение на Парижскую мирную конференцию, но отклонил его, что стало «объективным шагом и достойным ответом французскому президенту». Последний региональный визит французского президента можно расценивать как неуважение к Азербайджану, ибо ожидалось, что он посетит все три страны региона, заявили в Баку. «Однако президент Франции ограничился лишь участием в саммите Франкофонии в Ереване. Думаю, логично задаться вопросом: какими принципами руководствовался французский лидер, игнорируя визит в соседний Азербайджан?» — вопрошает политолог Фикрет Садыхов. И добавляет: «Президент Азербайджана тем самым дал понять французскому лидеру, что национальные интересы нашей страны превыше всего».
Ну как объяснить и Садыхову, и другим политологам, старательно, слово в слово озвучивающим спущенную версию, что приезд Макрона в Ереван был продиктован участием в саммите Франкофонии? Как втолковать докторам наук, с умным видом повторяющим глупости, что если бы президент Франции сознательно игнорировал Азербайджан, то уж для отмены поездки в Тбилиси в рамках «регионального визита» у него не было абсолютно никаких оснований? И что отсутствие на «эпохальном», как пишут в Баку, событии наносит имиджу государства куда больший вред, нежели детские игры в обижалки и бредовые попытки оправдать подобное отношение к своему патрону? Комплекс неполноценности настолько довлеет над Алиевыми и их политической обслугой, что они даже не задумываются над тем, что в той же Грузии никому и в голову не пришло «обижаться» на Макрона, потому что яснее ясного, что визит не носил регионального характера.
Напомним, что сообщения о визите Эммануэля Макрона в Баку сразу после Еревана не только не носили официального характера, но и были вброшены буквально за пару дней до саммита Франкофонии одной из французских газет. Затем подхвачены, а через день напрочь удалены рядом бакинских сайтов. При этом ни слова не говорилось о «региональном характере визита», речь шла о возможности подписания контракта на предмет строительстве кораблей для BМФ Азербайджана. Но садыховым и этот факт ровным счетом ничего не говорит: главное — отмазать шефа.
ПОЛУЧИЛ АЛИЕВ ПРИГЛАШЕНИЯ ИЛИ НЕ ПОЛУЧИЛ — НА ТАКОМ ФОНЕ УЖЕ НЕ СУТЬ ВАЖНО. Ибо уважающее себя государств и лидер с чувством собственного достоинства не стали бы акцентировать и выпячивать неприятный для них вопрос примитивными рассуждениями бакинских тугодумов. С другой стороны, подобные глупости вполне сгодятся для местной публики, готовой с восторгом принять любое объяснение того, почему мудрый лидер их могучей страны отсутствовал на мировом саммите, а вот лидер «нищей и ничего не значащей Армении» был не только приглашен, но и выступил, озвучив важные мессиджи в контексте и Геноцида, и Арцаха. Кстати, судя по сообщениям в прессе, возможности выступить не было предоставлено присутствовавшему на саммите президенту Турции, что в определенной степени следует расценивать как признание мировыми державами особого характера парижских мероприятий именно для Армении и армян.
Как бы то ни было, в Баку предпочли не только опозориться с разъяснением причин отсутствия Алиева, но и решили в очередной раз помахать перед Парижем кулачками. Правда, на сей раз обошлись без угроз пересмотреть многомиллионные договора с французскими компаниями, как это не раз бывало раньше. Видимо, до политологов дошел, наконец, тот факт, что такого рода контракты имеют для Азербайджана по крайней мере не меньшее значение, чем для Франции. А вот дежурные и не получившие за долгие годы ни единого подтверждения обвинения в «необъективности» Франции как сопредседателя Минской группе всегда под рукой. Надо же сотрясти воздух хоть чем-то, когда в арсенале нет ничего, кроме пустых понтов и бесконечного бахвальства.
«Голос Армении»