Владимир Путин во вторник приезжает в Азербайджан с прозаической целью: напомнить, что Россия — по-прежнему ведущий игрок в регионе, с мнением которого следует считаться.
Позиции Москвы в этом плане оказались заметно подорваны в связи с продолжающимися международными санкциями и недавними событиями в Армении.
Пока «Титаник» плывет
Многие в Азербайджане считают Россию идущим ко дну «Титаником», говорит эксперт по региону из Оксфордского университета Лейла Алиева.
В отличие от Москвы, идущей на конфронтацию с Западом, Баку старается маневрировать между западными странами и Россией, с которой его связывают тесные экономические отношения.
Поэтому, например, Баку будет продолжать покупать российское оружие. Как говорит Лейла Алиева, это своего рода «сбор подати», подтверждение лояльности, поскольку Россия — не единственный поставщик оружия, особенно высокотехнологичного.
Пару недель назад в Азербайджане побывал министр обороны Израиля Авигдор Либерман и повстречался с президентом Алиевым.
По мнению военного эксперта Узеира Джафарова, израильское оружие более технологично и качественно, чем российское. И он не исключает, что продолжающееся тесное сотрудничество с Израилем может вызывать раздражение у некоторых соседей, однако рычагов давления на Азербайджан у них нет.
А у России — есть.
Укрощение строптивого
Азербайджанская диаспора в России только официально насчитывает более полумиллиона человек. По данным Центробанка РФ, каждый год в Азербайджан поступает 1,2 млрд долларов денежных переводов из России.
В принципе, при неблагоприятном развитии событий Москва может повторить «грузинский сценарий» образца 2008 года, начав высылать азербайджанцев обратно в страну.
В Кремле могут также решить, что настало время более активно поддерживать меньшинства в Азербайджане — курдов, талышей, лезгин. Число их невелико, однако Баку эта головная боль совершенно некстати, в том числе в связи со сложными отношениями Азербайджана с европейскими институтами.
«Доля России в общем экспорте из Азербайджана составляет 10%, и туда уходит 70% сельхозпродукции, а потому, конечно, есть экономическая зависимость, — говорит бакинский экономист Натик Джафарли. — И Россия часто уже использовала экономические рычаги для давления на другие страны, когда блокировала ввоз продуктов».
К тому же обе страны конкурируют на энергетическом рынке — хотя и здесь у России больше возможностей для давления на Азербайджан.
И, разумеется, остается проблема Нагорного Карабаха. Россия может начать более активно поддерживать Армению — как с целью усилить давление на Азербайджан, так и ради установления более тесных отношений с новым армянским руководством.
Конечно, это палка о двух концах: до сих пор Россия выступала в качестве своего рода арбитра и сдерживающего фактора в карабахском конфликте. Лишиться этого статуса — удар по престижу, не говоря уже о том, что очередной конфликт на Кавказе России совершенно не нужен.
С одной стороны, подогрев карабахского конфликта Москве без надобности. С другой — Кремль не всегда ведет себя рационально. Тактические выгоды могут перевесить соображения стратегической целесообразности, как уже не раз бывало.
Маленький пряник
Для президента Азербайджана Ильхама Алиева смена власти в Ереване, пожалуй, представляет больший повод для беспокойства, в том числе и потому, что Москва в этот процесс не вмешивалась.
Путин может пообещать Алиеву поддержку в борьбе с внутренней оппозицией, хотя его реальные возможности на этом фронте, пожалуй, довольно ограничены — разве что ввести танки в Баку.
Москва может также выступать брокером в решении сложных вопросов в азербайджано-иранских отношениях — однако и здесь ее влияние, видимо, не стоит переоценивать.
Так что, по всей видимости, президент Путин привезет в Баку большой кнут и маленький пряник.