Уже ровно четверть века пропагандисты свободного и суверенного Азербайджана не могут избавиться от настырной привычки разбирать политику сообразно лекалам восточного брака. А лекала эти незатейливы и просты до банальности. Мы вам невесту на выданье, а вы нам баранов в калым. Ни тебе любви, ни чувств, ни соответствия молодоженов друг другу. Вернее, как поведется потом. Полюбят друг друга со временем, и ладно; а нет — так и вовсе не важно. Главное бараны…
На днях в высоких и не столь кабинетах бакинской власти и в редакциях провластной прессы опять заговорили о перспективах вовлечения в ОДКБ Азербайджанской Республики. Первым о возможности «подвести под венец» страну огней заговорил некто Али Гусейнли, руководитель азербайджано-российской межпарламентской рабочей группы, представитель комитета Милли Меджлиса АР по правовой политике, государственной политике и государственному строительству. Суть всего заявления Гусейнли заключалось в доводе, что со вступлением Азербайджана в данную организацию Россия умилится и обязательно способствует возврату Карабаха ее «законному хозяину», то бишь в качестве калыма задарит баранами.
На эту идейку сразу же с восхищенным визгом откликнулся медиа-фаворит президента Алиева Эйнулла Фатуллаев, предложив инициировать в отечественных экспертных кругах процесс обсуждения такой перспективы. По Фатуллаеву, настало самое время войти в эту структуру, ибо Армения, согласно ему, неизбежно будет тяготеть в сторону Запада. А россияне армянам никак этого не простят и потому примут Азербайджан с широко распростертыми объятиями и подарят вожделенный Карабах.
Но радостные предвкушения таких развитий несколько испортил экс-министр иностранный дел АР Тофиг Зульфугаров, скептически заметив, что на практике членство двух откровенно враждующих государств в одном военно-политическом союзе не возможно. И мало чего может такое членство дать. В общем, Зульфугаров намекнул, что никто просто так Карабахом задаривать Азербайджан не будет (как-никак Зульфугаров дипломат с опытом, и надо полагать, в политике разбирается).
Однако зульфугаровский прагматизм должного эффекта, по-видимому, не возымел. Азербайджанские эксперты и политики продолжили смачно обсуждать тему. В частности, с пространным интервью выступил советник бывшего президента Гейдара Алиева Эльдар Намазов. Он предположил, что с инициацией разговоров о членстве Азербайджана в ОДКБ азербайджанские власти зондируют почву, а значит явно рассматривают такой вариант. Но почему-то Намазов вдруг перескочил с темы ОДКБ на тему ЕАЭС, заявив, что эти два блока в сущности есть одно и то же, и что членство в одном предполагает и участие в другом.
В конце концов, на определенном этапе к обсуждению был подключен и посол РФ в Азербайджане Михаил Бочарников. На вопрос журналистов он лаконично ответил, что «в ЕАЭС может вступить любое государство, если будет разделять цели и принципы этой организации».
Повторимся, обсуждения с подачи Али Гусейнли начались по поводу возможного вступления Азербайджана в ОДКБ, однако в итоге почему-то перетекли в плоскость разговоров на тему ЕАЭС. Один этот факт дает основания оценить истинное качество обсуждения и степень компетентности спикеров в рассматриваемых вопросах. К слову, глупых утверждений и тезисов во всей говорильне вообще было предостаточно. Например, утверждения все того же Гусейнли о том, что членство в ОДКБ ни к чему не обязывает, и что в случае неудовлетворения организации потребностям Азербайджана оттуда можно с легкостью выйти. Естественно, под потребностями Гусейнли имеет в виду «возврат» Карабаха. По Гусейнли, выходит, что в военно-политический блок можно записаться просто так, как в библиотеку, а затем выписаться, или того хуже, спустить членскую книжку в унитаз. Или, как опять же Гусейнли, а вслед за ним и Фатуллаев с Намазовым утверждают, что Армения ни в ОДКБ, ни в ЕАЭС вообще не имеет никакого веса, и что вопросы о членстве, равно как и о Карабахе нужно решать исключительно с Россией. Остальные же участники блоков, а именно Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан будут только рады Азербайджану. Вероятно, именно в качестве контраргумента последнему утверждению посол Бочарников подчеркнуто заявил, что любые вопросы в рамках ЕАЭС решаются на основе консенсуса членов. Этим посол дал понять, что без согласия Армении «брачному союзу» не бывать.
Однако, не понимает ли этого сам Алиев, организовавший вброс темы и затеявший обсуждения на предмет изучения реакции из Москвы, Еревана и собственно проверки настроений в самом Азербайджане? Наверняка понимает, но, похоже, стремится блефовать. Алиев понимает и то, что надеждам Баку о выходе Армении из ОДКБ и ЕАЭС не суждено сбыться. Во-первых, Армения, исходя из реалий своего геополитического положения, не будет разменивать сложившийся баланс (хоть и хрупкий) своей военно-экономической безопасности на ожидание иных гипотетических вариантов. В этом смысле выбор Армении членства в ЕАЭС и ОДКБ носил и носит стратегический, а не ситуативный характер. Во-вторых, никто и не пустит так просто Армению из союзов, поскольку Армения давно уже является неотъемлемым звеном сложившейся системы безопасности ЕАЭС и ОДКБ. Никто не пустит и не упустит Армению, в надежде получить взамен Азербайджан, членство которого, кстати, для самой Москвы пока является «гипотетическим вариантом». Одним словом, формула размена в этом случае не действует.
Азербайджан никогда не сможет продублировать для ЕАЭС и, в первую очередь, для ОДКБ те функции, которые выполняет Армения. И захочет ли? Скобки этих функций раскрывать здесь не стоит, но совершенно понятно, что в Кремле ясно понимают эту истину и путем банального размена не пойдут. Другое дело — включение Азербайджана в систему, как ее дополнение.
В этом вопросе Москва явно будет не против. Но в таком случае Баку придется не рассчитывать на преференции себе в виде Карабаха. И только при этом условии и при гарантиях, что карабахский вопрос будет вне торга, Ереван может пересмотреть свою позицию относительно членства Азербайджана. Иными словами, не применит права вето.
Именно это отчетливо осознает Алиев, однако же, спускает своим пропагандистам директиву вынести на обсуждение тему возможного членства Азербайджана в ЕАЭС и ОДКБ.
Спрашивается, почему?
А потому, что он спешит. Дело в том, что для самого Кремля подписание «исторического» соглашения по Каспию уже девальвирует военно-политическую роль Азербайджана в регионе. Главное, к чему стремилась Россия в своей четверть вековой каспийской политике, уже свершилось. Два пункта «каспийского соглашения», за исключением остальной «приятной мелочи», полностью удовлетворили Кремль. Во-первых, Каспий будет закрыт для военного присутствия внерегиональных держав; во-вторых, транскаспийскому газопроводу вопреки воле Москвы не быть. Надо ли говорить, кто ныне стал полновластным хозяином в этом море и его бассейне и в чьих руках его ресурсы, маршруты и вся логистика? Сползание Азербайджана в сферу тотального российского влияния усиливается еще и ожидаемым обвалом турецкой экономики, что может и должно спровоцировать гражданское противостояния за власть в Анкаре. В этих условиях дестабилизация ситуации грозит перекинуться из Турции на «братский» Азербайджан. Политико-идеологические и экономические пути этих государств срослись настолько, что выживание одного во многом уже зависит от другого. С другой стороны тучи сгущаются и над Ираном, где американцы, так же, как и в случае с Турцией, идут путем нагнетания экономического кризиса с целью свержения власти. Гражданская война в Иране, с высокой вероятностью интервенции, уже готова вспыхнуть в любой момент. Надо ли говорить, что если ей быть, чем она может грозить Азербайджану, как, впрочем, и всему региону в целом?
На этом фоне Россия полностью прибирает к рукам весь Кавказ, замыкая, тем самым, линию своей стратегической обороны на юге от Крыма и через Армению на Каспии. Если еще к этому прибавить успешную зачистку Сирии от противников Асада, что гарантирует Москве незыблемое присутствие ее военных баз на сирийским побережье Средиземного моря, то становится очевидным чем грозит Баку дальнейшее позерство с внеблоковым статусом и ломание из себя самодостаточной региональной силы. Сложившиеся геополитические реалии ныне подталкивают Азербайджан в лоно ЕАЭС и ОДКБ, однако никакой награды Баку не предвидеться, ибо одно сохранение нынешних границ и гарантии безопасности Азербайджану в надвигающихся сложных временах для последнего уже может стать большим приобретением.
Говоря предельно просто, Азербайджан готов предложить себя полностью и все его стремления будут направлены на то, чтобы уломать Армению и выбить у нее посредством давления Кремля, Астаны, Минска согласие на вступление в ЕАЭС и ОДКБ Азербайджана. Но в этом деле у членов ЕАЭС с Ереваном будут уже свои счеты и свои условия «торга». У Баку в этом «торге» ни прямого голоса, ни, тем более, шанса урвать что-либо существенное по Карабаху не будет.
Таким образом, президент Алиев готовит свое общество к вероятному вступлению в ЕАЭС и, возможно, в ОДКБ, однако не раскрывает причин решения, дабы не потерять лицо и не выдать безысходность положения. Однако, даже его пропагандисты в фаворе не располагают точной информацией на счет готовящейся сделки. Отсюда и фривольная трактовка ими намечающихся событий. Истинно по-восточному алиевские пропагандисты склонны видеть в ОДКБ большой гарем, куда они стремятся выдать свою наряженную невесту, почему-то лелея надежду, что она станет там любимой женой. Но, если выразиться на языке этой самой аллегории, они как-то не возьмут в толк, что девка та порядком перезрела. Правда, под венец ни с кем не ходила, но погулять на стороне — погуляла. Так что, на содержание в гарем может и возьмут, да только без калымных баранов…