Бесплодные манипуляции Баку с европейскими моделями автономии

Известно, что в процессе урегулирования карабахского конфликта официальный Баку неоднократно предлагал предоставить Нагорному Карабаху «самую широкую автономию в рамках территориальной целостности Азербайджана». Правда, при этом скобок не раскрывал и своё предложение не конкретизировал. Да, признаться, надобности в этом и не было, поскольку в контексте распада СССР арцахцы в строгом соответствии с советским законодательством и международным правом в сентябре 1991 года провозгласили Нагорно-Карабахскую Республику и от идеи независимости отказываться не намерены. Однако за весь минувший период Азербайджан на самом высоком уровне нет-нет, да и предлагал в качестве успешного примера разрешения этнополитических конфликтов европейский опыт урегулирования подобных кризисов.

В понедельник в интервью азербайджанскому агентству Trend вице-президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ, депутат Милли Меджлиса Азербайджана Азай Гулиев сообщил, что 11-12 июля он был в Лайнсвайлере (Германия), где проходил семинар с участием депутатов из 12 стран, президента и генерального секретаря ПА ОБСЕ, на котором состоялась презентация «Опыт Аландских островов в урегулировании конфликта». И резюмировал: «Учитывая определенное сходство, опыт Аландских островов можно применить и в армяно-азербайджанском нагорно-карабахском конфликте». Напомним, что в 1921 г. после политического кризиса по вопросу государственной принадлежности и статуса Аланд Лига Наций признала принадлежность островов с преимущественно шведским населением Финляндии, но на правах широкой автономии.

Прямо скажем, высказанная Гулиевым идея не нова. Опять же напомним: 25 лет назад, в декабре 1993 года, Межпарламентская ассамблея СНГ организовала на Аландских островах встречу парламентариев Азербайджана, Армении и Арцаха с целью ознакомления сторон с опытом разрешения этнополитического конфликта между шведами и финнами, который, как предполагалось, мог быть полезен в процессе карабахского урегулирования. Однако свое отношение к европейскому опыту Азербайджан продемонстрировал в полной мере – именно в декабре 1993-го президент Гейдар Алиев, надеявшийся на силовое решение проблемы, в нарушение всех ранее достигнутых договоренностей о прекращении огня начал боевые действия по всей протяженности линии фронта.

Надо заметить, бесплодные манипуляции с европейскими моделями автономии впоследствии не оставил и его сын — нынешний президент Ильхам Алиев. В 2011 году он, выступая в Баку на международной конференции, предложил при выработке правового статуса Нагорного Карабаха использовать теперь уже опыт Южного Тироля. Для справки: после Первой мировой войны эта немецкоязычная провинция отошла к Италии, однако Австрия продолжала предъявлять на нее претензии. В конце 1969 года Италия и Австрия достигли соглашения, по которому регион получал права расширенной автономии, однако Рим не торопился реализовать соответствующие положения. Окончательно вопрос был урегулирован в 1992 году, и австрийские власти объявили ООН о прекращении противоречий с Италией по вопросу Южного Тироля, который в 2001 году получил статус отдельной провинции и вместе с другой, италоязычной провинцией Тренто ныне составляет единый автономный регион.

На взгляд европейцев картина и в случае Аланд, и в случае Южного Тироля складывается просто замечательная. Однако в нашем конкретном случае подобная парадигма неприемлема. Какими бы «правильными» словами о мирном совместном сосуществовании в рамках европейской модели ни прикрывал Азербайджан свои действия, и четверть века назад, и сейчас они со всей убедительностью доказывают, что истинным его намерением остается одно – выжить армян из Арцаха или просто уничтожить их. Апрельская война 2016-го – тому красноречивое подтверждение. Азербайджан — это восточная деспотия с фашистской идеологией, и европейский опыт к нему просто неприменим. Ведь совершенно очевидно, что «успешные европейские модели» могут быть эффективны в успешных европейских странах, придерживающихся высоких нравственных и гуманитарных ценностей, к коим при всем желании никак не причислишь Азербайджан, где давно культивируются патологическая ненависть и вражда к армянскому народу. Утверждения же Баку о возможности применения европейского опыта разрешения конфликтов рассчитаны всего лишь на европейскую же аудиторию, дабы показать свой мнимый конструктивизм, вызвать симпатии зарубежных слушателей и тем самым пустить пыль в глаза международному сообществу. Обращаясь же к отечественной аудитории, алиевский режим, словно политический хамелеон, меняет окрас, а с нею и лексику, угрожая войной и аннексией территорий Армении и Арцаха. «Благодаря мудрости и дальновидности правительств и народов двух государств конфликт был решен мирным путем», — не скрывает своего восторга аландским опытом Азай Гулиев. «Приказ о наступлении (на Арцах. – авт.) будет принят в самый подходящий момент, с учетом международной политической обстановки», — а это уже изрек министр обороны Азербайджана Гасанов.

Что касается официального Степанакерта, то он неоднократно подчеркивал, что независимый статус Республики Арцах пересмотру не подлежит, и любые разговоры о правовом статусе «в рамках территориальной целостности Азербайджана» просто бессмысленны. Баку пора бы уже понять эту аксиоматичную истину и перестать жить иллюзиями, пусть даже европейскими.

Леонид МАРТИРОСЯН

Print Friendly, PDF & Email