Спустя год после ареста Афгана Мухтарлы
«Мама, ты же говорила, что папа уехал очень далеко. Сейчас и мы приехали очень далеко. Но почему мы не можем с ним увидеться? Я хочу к папе».
Это слова 4-летней дочери ровно год назад похищенного в Тбилиси азербайджанского журналиста Афгана Мухтарлы.
До прошлого года он вместе с супругой и маленькой дочкой жил в Тбилиси.
29 мая 2017 года Афган Мухтарлы исчез в Тбилиси, а на другой день был обнаружен в следственном изоляторе, в Азербайджане. В тот же день официальные структуры страны выступили с заявлением, в котором говорилось о его незаконном пересечении границы и нанесении им травм попытавшемуся помешать ему сотруднику полиции. Также отмечалось, что при Афгане Мухтарлы были обнаружены 10 тыс. евро, по факту возбудили уголовное дело.
А. Мухтарлы с самого начала опровергал обвинения и называл их ложными. По словам журналиста, его похитили рядом с домом в Тбилиси, где он жил, насильно посадили в машину, надели на голову пакет, избили и привезли в Азербайджан. 10 тысяч евро ему в карман подложили похитители.
Супруга Афгана Мухтарлы, Лейла Мустафаева тогда также заявляла, что его похитили на улице и без паспорта насильно привезли в Азербайджан.
Афган Мухтарлы был признан виновным в незаконном пересечении государственной границы, контрабанде и оказании сопротивления представителю власти с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, и арестован сроком на 6 лет. Влиятельные международные правозащитные организации признали Афгана Мухтарлы политзаключенным.
Что произошло за этот год
В качестве причины ареста журналиста-расследователя Афгана Мухтарлы назывались его статьи. Во время свой последней речи на суде и сам журналист говорил об этом:
«…Всю свою сознательную жизнь я был в первых рядах движения за свободу и независимость. В особенности в период правления Алиевых я не закрывал глаза на то, как эта семья грабила народ. Написал несколько разоблачительных статей о том, как Алиевы грабят государственную казну».
Несколько его журналистских расследований опубликовано также на сайте Мейдан ТВ.
В прошлом году семья Мухтарлы столкнулась не только с арестом Афгана. Утром, 31 декабря 2017 года сестра и двое племянников Афгана Мухтарлы были найдены мертвыми в съемной квартире в Загатальском районе. Сообщалось, что они погибли в результате отравления угарным газом. Афгану Мухтарлы разрешили участвовать лишь на сороковинах близких и только после давления международных и местных правозащитных организаций.
«Афгана не смогли оклеветать»
Брат журналиста, Рамазан Мухтарлы говорит, что выдвинутые против него обвинения не дали ожидаемого эффекта. Напротив, власть поставила себя в еще более незавидное положение:
«Все знают, что дело было заранее сфабриковано. Афган вырос в этом селе. Никто из односельчан не поверил в выдвинутые против него обвинения».
По словам Рамазана, знакомые встретили новость об аресте Афгана с большим сожалением и возмущением.
«Всем стало ясно, что в этой стране нет места свободе слова»
«Да, за этот год многое произошло. У него отняли свободу, возможность действовать. Он находится здесь, за решеткой, семья – заграницей. Он не может видеться с детьми. Но все это не может помешать его борьбе за свободу. Я с уверенностью могу сказать, что арестом его не испугали», — говорит брат Афгана Мухтарлы.
По словам Рамазана, после ареста брата их жизнь тоже сильно изменилась, телефоны членов семьи постоянно прослушиваются. Его удивляет, почему на них тратят так много энергии, времени: «Мы – простые люди. Что мы можем сделать?».
«Давление не прекращается»
Брат Афгана Мухтарлы напоминает о временном отстранении от адвокатской деятельности адвоката Немата Керимли, который не смог именно по этой причине защищать интересы Афгана во время последнего судебного заседания. Он расценивает это как давление на Афгана. Правда, по мнению Рамазана, его участие никак бы не повлияло на вынесенный приговор, так как «решения по подобным делам выносятся заранее».
«Все близкие, родственники ждут освобождения Афгана. Он не вор, не разбойник», — говорит мать Мухтарлы, она считает, что сына посадили исключительно из-за его журналистской деятельности.
Она также рассказывает, что Афган постоянно звал ее погостить в Тбилиси, но не успела, так как сына арестовали: «Я оказалась там уже после ареста Афгана. Я сказала — Тбилиси, я приехала, только сына моего здесь нет».
В последний раз родственники Афгана увиделись с ним до его этапирования в Баку из следственного изолятора в Шекинском районе Азербайджана.
«Сначала говорили, что идет следствие, после судебного приговора мы сможем нормально видеться с ним. У него серьезные проблемы
со здоровьем. Беспокоит сердце».
«После нас придут другие и продолжат эту борьбу»
«Мне повезло, что меня не убили по дороге из Грузии в Баку. Меня не убили и в следственном изоляторе. Самое большее посадите меня на 7 лет. И этого не достаточно для того, чтобы заставить нас молчать. Арестуете либо убьете нас, после нас придут другие и продолжат эту борьбу. Наша главная цель не свергнуть Алиева, а дать надежду людям. Вы не можете лишить нас этой надежды».
Об этом Афган Мухтарлы сказал по время своей оследней речи до объявления приговора в Балакенском районном суде.