К очередной годовщине Агдамской трагедии
Уже вошло в традицию, что ближе к последней декаде февраля из Баку начинают раздаваться заунывные мугамы, предваряющие собой ежегодное празднование визгливого бренда под названием «Ходжалинская трагедия». Напомним, так в Азербайджане называют расстрел закавказскими турками собственных соплеменников на подступах к населенному пункту Акна (бывший Агдам — Пандухт), приведший к отстранению тогдашнего президента республики Аяза Муталибова и способствовавший захвату власти пантюркистским Народным фронтом Азербайджана (НФА), а следом за этим — триумфальному возвращению в большую политику бывшего руководителя Азербайджанской ССР, генерала КГБ Гейдара Алиева.
Уже будучи у власти, Алиев собственным волевым решением остановил расследование Агдамской трагедии, поскольку следователи, имевшие еще советскую закалку, слишком близко подобрались к истинным виновникам расстрела людей, выпущенных по предоставленному армянскими подразделениями коридору после освобождения ими поселка Иванян (бывший Ходжалу — П.) от свивших там осиное гнездо террористических формирований, засланных из Азербайджана.
В рамках визгливого бренда, состряпанного алиевским режимом на крови собственных соплеменников, проходят ежегодные праздничные мероприятия по всему миру — с обильными алкогольными возлияниями, черной икрой, раздачей ритуальной макулатуры от фонда бронзового чучела и прочими атрибутами траура в каспийском стиле.
В эти же дни страницы СМИ и интернета заполняют слезливые материалы, в которых делаются неуклюжие попытки переложить вину за собственные преступления на армянскую сторону и российских военнослужащих. Попытки, которые легко разоблачаются, в том числе самими эпистолирующими закавказскими турками, постоянно запутывающимися в нагромождениях собственной лжи.
Про то, почему армянами был предпринят штурм Ходжалу, и кому была выгодна трагедия расстрела под Агдамом вышедших по предоставленному коридору людей, уже сказано и пересказано тысячу раз и, потому повторяться не будем. Скажем лишь, что визги и писки по Ходжалу с каждым годом становятся все тише, а водопады слез и реки соплей — все мельче. Главная причина тому — резкое сокращение финансирования со стороны испытывающего серьезные финансовые проблемы правящего на Каспии режима. А без обильного смазывания нефтеманатами маховики механизма тотальной лжи азербайджанской пропаганды имеют обыкновение ржаветь и стопориться. Равно как без сосцов нефтяного фонда резко идет на убыль патриотизм радетелей за «справедливость для Ходжалу».
Но есть еще одна причина. Год назад в эти же дни азербайджанская журналистка, бывший главред независимого канала ANS TV Севиндж Османгызы (Мирзоева), проживающая в США и выступающая критиком правящего на Каспии режима, выставила в эфир два видеоролика на тему Агдамской трагедии с участием другого журналиста — национального героя Азербайджана Чингиза Мустафаева (Фуадоглу).
Сразу отмечу, что Севиндж Османгызы, являющаяся дочерью главного советника первого президента Азербайджана Аяза Муталибова, журналиста Османа Мирзоева, погибшего в результате катастрофы вертолета с муталибовской командой 20 ноября 1991-го, не надеясь на тогдашние азербайджанские власти, проводила собственное расследование также и этой трагедии. Так что ей известны многие тайны «бакинского двора», и странно, что никто из армянских журналистов, проживающих или работающих в США, до сих пор не попытался ее разговорить.
В первом из представленных Османгызы роликов Чингиз Мустафаев, занимавшийся собственным расследованием Агдамской трагедии, говорит о том, что его передача обязательно выйдет в эфир, а информация будет донесена до народа, несмотря на то, что она пойдет во вред Верховному совету Азербайджана и тамошним военным.
Журналист в одиночку по собственной инициативе вылетел на место трагедии, когда его никто там не ожидал, и увидел на земле военнослужащих азербайджанских ВС, которые при виде прибывшего вертолета начали разбегаться. При этом важно отметить, что трупы убитых ходжалинцев находились на подступах к контролируемому на тот момент азербайджанскими военными Агдаму, а отнюдь не в Ходжалу.
Возникают резонные вопросы: что на месте трагедии делали эти азербайджанские военные? Почему трупы расстрелянных ходжалинцев переносились в вертолет, если существовала наземная дорога и возможность попасть в Агдам «сухопутным» путем? Почему во время второй съемки, организованной для «мировой общественности», трупы оказались обезображенными? За кадром звучит голос Чингиза: «Кто это сделал?! Я позавчера снимал, тут не было такого!»
Во втором ролике, который уже появлялся в сети до Османгызы, представлено выступление Чингиза Мустафаева на заседании комиссии по расследованию событий вокруг Ходжалу. Председательствуют на нем один из руководителей Народного фронта Азербайджана (НФА), в то время — заместитель председателя Верховного Совета Тамерлан Караев, и Иса Гамбаров (ныне — Гамбар), бывший в ту пору спикером азербайджанского милли меджлиса.
Чингиз Мустафаев рассказывает, что когда он прибыл в Агдам и изъявил желание задокументировать трагедию, его все убеждали в том, что трупы находятся в Ходжалу, контролируемом армянами, что с ними ведутся переговоры, после чего трупы доставляются в Агдам.
Когда же кто-то из ходжалинцев рассказал Мустафаеву, что рядом с фермой есть живые люди, ожидающие помощи, и он попросил технику, чтобы добраться туда, ему ответили: «Туда ни в коем случае нельзя, там бои, армяне там всех убивают».
Однако 29 февраля, когда Мустафаев пролетал на военном вертолете из Умудлу в Агдам, он увидел, что в 10 километрах от Ходжалу и приблизительно в 700 метрах (!!!) от ближайшего азербайджанского поста на земле разбросаны трупы.
«Что меня больше всего ужасает, когда я снимал эти трупы, там находилось человек 10 наших, спокойно разгуливавших в военной форме. Мне говорили: «Там нет трупов, туда попасть невозможно, там армяне, там стрельба». А когда мы, наконец, приземлились там на вертолетах, почему-то три вертолета вдруг тут же улетели в Агдам, и те 10 человек тоже ушли, — рассказывает Чингиз. — Вертолеты улетели в Агдам! После посадки мы провели там 45 минут среди трупов, провели съемки, две полные машины с армянами проехали мимо, ни одной пули не выпустили! Я до сих пор не могу понять, почему в 700 метрах от нашего поста, где наши солдаты свободно разгуливали, лежали эти трупы, и никто их не подбирал?»
Будучи честным и смелым журналистом, Чингиз Мустафаев опасался, что данная комиссия, также как аналогичные предыдущие комиссии, расследовавшие январские события 1990 года в Баку и катастрофу вертолета с муталибовской командой, затянет процесс расследования, а в это самое время организаторы преступления будут продолжать обделывать свои черные дела.
Собственно, именно так, в итоге, и произошло. Мустафаев, не внявший предостережениям Муталибова («Чингиз, никому не говори ни слова о том, что приметил неладное. Иначе тебя убьют» (Кирилл Столяров. «Распад: от Нагорного Карабаха до Беловежской пущи», 2001, Издательство Олма-Пресс; стр. 255)) и продолжавший доискиваться до истины, в июне 1992-го был убит практически в тех же местах, где вел свою агдамскую съемку. А из трагедии расстрелянных людей в Азербайджане спустя годы был состряпан визгливый коммерческий бренд, на котором ныне вовсю пиарится разнообразная азербайджанская нечисть — высокопоставленная и не очень.
Любопытно отметить, что если писатель Акрам Айлисли, рассказавший о геноциде армян в Азербайджане (в частности, в Баку и Нахиджеване), моментально угодил в опалу, удостоившись оголтелой травли и угроз, и был лишен всех своих званий и регалий, то лишать звания национального героя Чингиза Мустафаева за правду об Агдамской трагедии, как и оскорблять память о нем, в Азербайджане никто не спешит. На мазутных берегах Каспия за прошедший со дня публикации год так и не решили, как реагировать на правду Чингиза, предпочтя просто сделать вид, что «не заметили» его разоблачений. Ведь правда не вписывается в созданный там уютный мирок тотальной лжи и антиармянских мифологем, и потому не нужна ни правящему режиму, ни зомбированному агрессивному плебсу, тупо повторяющему липовые тезисы и цифры.
Вот так и получается, что ныне оппонировать честному журналисту, национальному герою Чингизу Мустафаеву берутся либо высокопоставленные патологические лжецы, наподобие «Визгуна» Мехтиева, либо корыстолюбивые особы со шкурным интересом, типа существа с глазками испуганной жабы — Олежика Кузнецова, либо превращенные режимом из мальчиков в девочек трусливые ничтожества, типа Фариды Теймурханлы, Акпера Гасанова-Михайленко или Эйнуллы Фатуллаева. Последний из них особенно омерзителен, поскольку знает правду, лучше многих.
Нетрудно заметить, что за прошедший год в Азербайджане не появилось ни одной новой правдивой публикации не только о Ходжалу, но и об уже разоблаченных мифах азпропаганды, наподобие катастрофы вертолета с муталибовской командой или вереницы лжегероев, начиная с «друга Шарля де Голля» Ахмедии Джебраилова и заканчивая локальным мюнхгаузеном Ибадом Гусейновым.
Азербайджанскому обществу следует осознать для себя, что правда о Ходжалу нужна отнюдь не армянам. Ибо она нам и так известна. Правда необходима, прежде всего, самим азербайджанцам. Увы, этого осознания не наблюдается сейчас, наивно было бы ожидать его и в обозримом будущем.
Так кому же должен верить рядовой закавтурок — честному, задающему неудобные вопросы Чингизу Мустафаеву или рыдающим фальшивыми слезами азербайджанским педерастам от политики и журналистики?
Вопрос риторический…