Как пастух и его стадо оказались втянутыми в расследование, в ходе которого сотни человек в Азербайджане были допрошены, а в некоторых случаях даже обвинены в государственной измене? Рассказывает бывший военнослужащий сверхсрочной службы.
Приведенное ниже заявление властей, опубликованное 7 мая 2017 года, вызвало растерянность у всего населения страны.
«На основании собранного материала, Военная прокуратура Азербайджанской Республики возбудила уголовное дело о государственной измене и других фактах в соответствии со статьей 274 Уголовного кодекса. Создана следственно-оперативная группа, состоящая из сотрудников прокуратуры, Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности, ведется предварительное расследование», -говорится в совместном заявлении Генеральной прокуратуры, Министерства обороны, Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности.
«В результате было установлено, что военнослужащие и другие гражданские лица, ставшие на путь измены народу и государству, со слабой волей, потерявшие гражданский дух и привязанность к родине, в ущерб суверенитету, территориальной целостности, государственной безопасности и обороноспособности Азербайджана были привлечены к тайному сотрудничеству с разведчиками противника и во имя материальных интересов в разное время добывали и передавали противной стороне конфликта информацию, содержащую военную тайну», — отмечается также в заявлении.
По словам военнослужащего, около 400 азербайджанских солдат и гражданских лиц тогда были допрошены или арестованы за то, что они якобы вступили в cговор с армянскими разведслужбами. Их обвинили в получении денег за передачу секретной военной информации, поставившей под угрозу безопасность государства.
После первых сообщений в СМИ об аресте 42 человек, Администрация президента Азербайджана распорядилась, чтобы все сообщения о произошедшем, кроме заявления властей, были удалены с сайтов.
Инцидент с пастухом произошел в Агдамском районе, расположенном на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск.
Военнослужащий рассказал, как все произошло: «Рано утром мы узнали, что кого-то схватили на наблюдательном посту. Но это был не солдат, а пастух, который сказал нам, что пасет овец. Мы доложили об этом командиру».
По словам военнослужащего, командир забрал себе одну овцу, а затем сказал солдатам оставить пастуха и остальных овец в покое.
Солдаты стали спорить с командиром. По их словам, наблюдающие за границей со стороны Армении могут увидеть, в каком направлении пойдут овцы, и узнают, что в этих местах нет наземных мин. Они сказали командиру, что он подвергает опасности всех своих солдат.
«Противоположная сторона (армянские солдаты) за нами наблюдает так же, как мы за ними. Это просто: если есть мина, то либо овцы, либо сам пастух подорвутся. Армяне не будут стрелять в пастуха. Они получают полезную информацию от него и овец.
Для разведчиков все, что происходит на границе, носит все себе дополнительные сведения. Всегда так было и будет».
Обвинения в сотрудничестве с противником донесли одному из командиров в соседней воинской части, и вскоре началось расследование. Оно значительно расширилось с первоначального инцидента, были задержаны и допрошены сотни военнослужащих и гражданских лиц. Некоторых отпустили; другие все еще ждут суда по обвинению в измене.
«Всех военнослужащих, дислоцированных на границе, допросили», — рассказал военнослужащий. — «Нас подвергли также унижению, заставив пройти медосмотр на предмет изнасилования».
«Все подозревали друг друга, командиров, солдат, и даже самих себя, потому что никто не знал, что происходит. Люди в черных масках допрашивали нас. В подразделении одного командира был солдат – гей, и об этом все знали. После медицинского осмотра, его спрашивали (командира), о чем он думал, когда его солдата насиловали армяне. На самом же деле все прекрасно знали, что этот парень — гей».
Солдатам- сверхсрочникам их офицеры заявили, что их переведут в части, находящиеся на расстоянии не более100 километровот границы. Но вместо этого, многих уволили из армии. В качестве причины называлось то, что они не прошли медосмотр, хотя на тот момент они уже проходили службу.
Со сверхсрочниками подписывают трехлетний контракт. Согласно статье 77 Закона «О воинской службе», если договор разрывается, военнослужащий имеет право на двухмесячную оплату.
Но сверхсрочникам не заплатили. Большинство из них вернулись домой с пятном позора увольнения из армии, который усугублялся слухами, связанными с осмотром на предмет сексуального насилия.
«В регионах все друг друга знают, — заявил военнослужащий. — После исключения из армии, тебя никто не хочет брать на работу. Я говорю все это потому, что люди больше не доверяют нам (военнослужащим). После апрельских событий 2016 года (последнее самое серьезное вооруженное столкновение в Нагорном Карабахе), люди проявляли по отношению к нам очень большую заботу. Теперь они даже видеть нас не хотят».
По словам пожелавшего остаться неизвестным представителя местной власти, слухи об измене распространяются быстро. «Представьте, что вы просыпаетесь утром и слышите, что ваши соседи работают на армян», — говорит чиновник. — Вы начинаете подозревать всех. Местные жители были в ужасе от этих историй. Люди, которых вы знаете в течение долгого времени, люди, которых вы видите каждый день, обвиняются в том, что они сотрудничают с Арменией».
Чиновник заявил, что помимо солдат, были также арестованы пастухи, таксисты и даже проститутки. Некоторые из них все еще находятся в заключении вместе с задержанными солдатами в ожидании суда по обвинению в измене.
По словам чиновника, одного пастуха из села Чямянли Агдамского района арестовали за то, что он якобы помогал армянам получить доступ к военным сетям связи Азербайджана. Следователи утверждают, что в его доме были найдены 10 000 долларов. Как сообщается, костоправ из той же деревни был арестован вместе со своим братом и племянницей. Сообщается, что девушка одного военнослужащего была арестована по обвинению в сотрудничестве с армянской разведкой.
По словам чиновника, следователи заявили, что они нашли деньги, карты линии фронта, чертежи административных и стратегических объектов и точную информацию о том, где живут мирные жители.
«Многие были арестованы. Один из арестованных был забит до смерти. Тело обвиняемого в государственной измене Мехмана Гусейнова, родные хотели похоронить рядом с могилой отца, в селе Джамилли. Но жители деревни были против, поэтому его похоронили за пределами кладбища», — рассказал о событиях в Тертерском районе пожелавший из соображений собственной безопасности остаться неизвестным сотрудник Исполнительной власти Тертерского района.
«Люди в растерянности. Мы думали, что знаем, где враг. Но оказалось, что они среди нас».
Всех владельцев малого бизнеса допросили. Людям, приехавшим в регион работать, приказали вернуться в свои города. Выслали даже проституток. Все кафе и магазины, расположенные близ воинских частей, были закрыты и снесены исполнительной властью.
8 декабря азербайджанское информагентство АПА, сообщило об интенсивном обстреле из пулеметов ВС Армении по селу Орта Гервенд Агдамского района, рядом с которым произошел этот инцидент. Никто не пострадал, но окна и крыши домов были повреждены.