Для меня, фактически все еще гражданина Азербайджана, очень болезненно читать такие новости. С каждым городом правительство страны все больше «закручивает гайки» простым людям. Заставляя их думать только в определенном направлении и полностью подавляя всякое желание знать правду.
В Азербайджане заговорили о необходимости регулировать активность онлайн-пользователей в соцсетях. Идею озвучил депутат Милли Меджлиса Афлатун Амашов. Интернет-активисты осудили инициативу парламентария. Большая часть экспертов тоже не видит оснований для нового закона – по их мнению, он только ухудшит положение со свободой слова в стране.
Председатель Совета прессы Азербайджана, депутат Милли Меджлиса Афлатун Амашов в конце января предложил подготовить законопроект о регулировании деятельности интернет-ресурсов – в том числе социальных сетей. Он не уточнил, как именно предлагает это сделать, но заявил, что нужно ограничить активность блогеров в интернете. «Сегодня у нас не определены границы блогерской деятельности. В связи с этим существует необходимость в правовом регулировании этой сферы», – заявил Амашев на заседании парламентского комитета по правам человека. Идею депутата поддержал завсектором отдела законодательства по государственному строительству Милли Меджлиса Сарван Садыгов. «Каждый пишет, что пожелает – в интернете царит полный хаос. Существует необходимость в законодательном регулировании соцсетей», – сказал он.
Нужен ли закон?
Предложение парламентария эксперты трактуют по-разному. Они обращают внимание на то, что в стране уже существует закон, предусматривающий ответственность граждан за публикацию в интернете оскорблений, клеветы, дезинформации – это статья 147 (наказание за клевету) и статья 148 (наказание за оскорбление) Уголовного кодекса Азербайджана. Более того, недавно закон был был ужесточен – в частности, в статью был добавлен пункт 148.1.
Согласно ему, распространение в интернете ложной информации от имени фейковых пользователей уголовно наказуемо. Помимо этого, в азербайджанском УК также есть статья 323, защищающая честь и достоинство президента страны. Глава Интернет-форума Азербайджана Осман Гюндуз отмечает, что учитывая все эти законодательные нормы, необходимости в дополнительном законе, который регулировал бы активность в социальных сетях, нет. Он считает, что существующий закон о СМИ по регуляции интернета вполне справляется с разного рода проблемами в сети: «Думаю, изменения, принятые в последнее время в законодательстве в этом направлении, достаточны. К примеру, сегодня по закону лица, распространяющие в интернете клевету и оскорбление могут быть привлечены к ответственности или штрафу».
Иначе думает ИТ-эксперт Джабир Алиев. По его словам, определенные правовые нормы поведения пользователей социальных сетей необходимы, однако вводить их надо осторожно: «Бороться с преступностью, оскорблением, вторжением в личную жизнь в соцсетях сегодня нужно. Однако закон, предложенный депутатами, не должен ограничивать свободу людей выражать свое мнение».
Две стороны медали
Идею контролировать соцсети в народе уже назвали желанием властей посадить «интернет под колпак». Онлайн-пользователи особенно удивлены тем, что Афлатун Амашов – сам бывший журналист и, более того, член комитета по правам человека. Эксперты опасаются, что предложенная им поправка создаст предпосылки для ужесточения давления на журналистов и СМИ и, тем самым, еще больше ограничит свободу слова.
Известный азербайджанский блогер и журналист Гамид Гамидов тоже не видит целесообразности в законе. По его словам, идея депутатов контролировать Глобальную сеть противоречит словам Ильхама Алиева – президент во всех интервью иностранным СМИ заявляет, что «в Азербайджане свободный интернет». Гамидов связывает желание «взять интернет под колпак» с тем, что в последнее время в Сети повысилась активность некоторых оппозиционных онлайн-активистов. Он приводит в пример блогера Мехмана Гусейнова, который периодически критикует власть и выставляет на своей странице в Facebook информацию о виллах, особняках и другой недвижимости министров и депутатов. Актуальные и злободневные посты Мехмана пользуются популярностью у пользователей. Одновременно растет популярность и некоторых других онлайн-изданий оппозиционной направленности.
«Депутаты злятся и удивляются, почему блогер Мехман Гусейнов и интернет-телевидение meydan.tv становятся популярными, поэтому предлагают регулировать соцсети. Они настолько трусливы и недалеки одновременно, что не понимают: все, что сейчас происходит, исключительно их рук дело. Куда людям посылать видео о какой-либо несправедливости, если они понимают, что подавляющая часть изданий не напишет о том, что волнует простых граждан? К кому обращаться? Естественно, люди обращаются к тем, кто готов рассказать об их насущных проблемах. Поэтому народ смотрит те сайты, которые вы, депутаты, не смотрите, и любит те СМИ, которые вы, депутаты, ненавидите», – обращается к чиновникам Гамидов.
Бывший журналист информационного агентства АПА Фарахим Ильгароглу тоже считает, что причина разговоров о регулирование соцсетей – возросшая активность блогера Мехмана Гусейнова, критикующего некоторых чиновников. Сам Фарахим теперь живет в Германии. Он эмигрировал туда, потому что опасался за свою жизнь – его вынудили уволиться за то, что он написал неугодный комментарий к посту в Facebook. Фарахим считает, что принятие такого закона вызовет массовое недовольство в стране, так как он противоречит свободе слова: «Страна столкнется с критикой международных организаций, так как это противоречит Конвенции по защите прав и основных свобод человека, к которой присоединился Азербайджан. Предложенные изменения повлекут за собой нарушение свободы слова, свободы мысли, работы СМИ и приведут к установлению цензуры. Если депутату не нравится репортаж журналиста или блогера, это – его проблема. Нельзя запрещать журналисту задавать вопросы и поднимать актуальные темы».
«Несвободен»
Это не первая попытка азербайджанского государства контролировать соцсети. Напомним, Баку хотел следить за перепиской в Twitter – власти намеревались купить программное обеспечение компании Dataminr, с помощью которого отслеживается активность пользователей в Twitter. Об этом написал портал WikiLeaks – сайт опубликовал переписку главы протокольной службы бывшего госсекретаря США Хиллари Клинтон и Каприсии Маршалл. В ней говорится о том, что власти Азербайджана высказывали заинтересованность в приобретении специальной программы Dataminr. Помощница Клинтон лоббировала вопрос продажи иностранным правительствам этого ПО и организовывала в Вашингтоне встречи сотрудников посольства Азербайджана и представителей Dataminr. Последние заявили, что у Баку нет доступа к пробной версии программы, и что договоренностей о продаже ПО нет.
В докладе «Свобода в мире-2017» правозащитной организации Freedom House Азербайджан находится в категории «несвободные страны». В прошлогоднем рейтинге свободы интернета Freedom on the Net 2016 страна заняла 43 место с 57 баллами. Для сравнения: по свободе интернета Грузия на десятом месте в общем рейтинге и на первом – в регионе (25 баллов). На втором месте в регионе – Армения (30 баллов), на третьем – Кыргызстан (35 баллов). У Турции – 61 балл, у России – 65. Самыми же интернет-свободными в мире названы Эстония (6 баллов), Исландия (6 баллов), Канада (16 баллов) и США (18 баллов) – они вошли в первую десятку.
Контроль соцсетей ограничит свободу слова
Онлайн-пользователи не приветствует идею государственного контроля интернета, однако допускают, что азербайджанские законодатели вполне могут осуществить свою идею. «В международной практике есть такие примеры – деятельность интернета регулируется в Северной Корее, Иране и частично в Турции. Но как можно регулировать крупные международные социальные сети Facebook или Twitter законодательством отдельно взятой страны? Или как вы себе представляете регулирование блогов – личных страниц в интернете?», – обращается к депутатам Фарахим Ильгароглу.
Блогер Гамидов напоминает, что почти все государственные азербайджанские СМИ потеряли доверие населения из-за субъективной оценки событий, происходящих в стране. «Кто в этом виноват? Рамки отечественных СМИ сузили до идиотично узких. Все некогда популярные сайты и средства массовой информации превратили во вторые «AzTV» и «Азертаджы». А теперь собираетесь регулировать соцсети? Вы, ребята, чего добиваетесь? Может, сразу превратим страну во вторую КНДР, а?» – вопрошает Гамидов.
В подтверждении своей позиции эксперты приводят международный опыт. Осман Гюндуз напоминает, что в большинстве развитых демократических странах нет отдельного закона, который регулировал бы активность пользователей в социальных сетях. «В последнее время в Азербайджане участились нарушения закона со стороны пользователей соцсетей – дело порой доходило до судебных разбирательств. Вообще, активность в соцсетях – сложный вопрос, связанный с правами человека. Если существуют негативные моменты, связанные с поведением онлайн-пользователей, нужно искать другие пути решения этой проблемы», – говорит он.
Эльвин Ахмед