Корреспонденту EADaily стали известны скандальные кулуарные подробности проходившего в конце сентября 2015 года объединительного съезда ФНКА азербайджанцев России «АзерРос» и Всероссийского азербайджанского конгресса, состоявшегося в посольстве Азербайджана в Москве. Эти подробности сообщил политолог Фахредин Абасзода, бывший гражданин Азербайджана, с 1990-х годов проживающий в России. Переданные Фахредином Абасзода подробности, по понятным причинам, не вошли в официальный пресс-релиз съезда и не получили огласки в СМИ.
Абасзода ссылается на переданные ему диктофонные записи, сделанные во время съезда одним из присутствовавших. Сам Абасзода сделал расшифровку записей и перевод с азербайджанского языка на русский. Исходя из расшифровок этих аудио, многие делегаты съезда — граждане России — своими высказываниями посягнули на территориальную целостность и внутреннюю безопасность России. Многие заявления и действия выглядели как намеренная провокация.
Древние церкви Дербента
Самое показательное выступление в этом плане — реплика председателя НКА азербайджанцев Люберецкого района Московской области Талеха Гурбанова. «Я недавно посмотрел по НТВ передачу про юбилей города Дербент, — рассказал Гурбанов. — Первое, что показали, это были армянские церкви. Почему в передаче про город Дербент должны показывать и рассказывать об армянах, армянских церквях, в то время, когда весь мир знает, что это — азербайджанская земля, которую у нас захватили?» Гурбанов, указывая на возмутившую его передачу про Дербент, призвал делегатов общеазербайджанского съезда «объединяться в сильный союз» и «бороться с антиазербайджанской пропагандой». «Я готов объединиться под любым названием ради служения интересам Азербайджана», — сказал лидер азербайджанцев Люберецкого района Подмосковья.
Следует напомнить, что Дербент стал частью России в результате Гюлистанского мирного договора, заключенного в 1813 году между Российской империей и Персией. Исходя из этого, лидер азербайджанцев подмосковного района, говоря о том, что Дербент якобы «захватили у азербайджанцев», прямо обвинил Россию в захвате «азербайджанской земли». Талех Гурбанов — гражданин России, и в курсе, что его согражданами являются около полутора миллионов россиян армянской национальности (по данным Всероссийской переписи 2010 года — 1 млн 182 тыс. человек — EADAily). Однако реплика Гурбанова, за которую по российским законам можно стать фигурантом уголовного дела, как ни странно, не вызвала осуждения у его коллег по съезду. Более того, заместитель посла Азербайджанской Республики в РФ Гудси Османов, который на съезде был представителем официального Баку и модератором, сказал, что он «совершенно согласен» с Гурбановым.
Пантюркизм в МГИМО
Записи реплик других участников мероприятия, граждан России азербайджанского происхождения, также заслуживают внимания.
Октай Гусейнов, преподаватель Российского университета дружбы народов: «Почему наша диаспора не может повлиять на руководство России? Ведь вы знаете, что армяне оккупировали наши территории с помощью России, почему об этом мы открыто не говорим?»
Абузар Багиров, преподаватель МГИМО: «Мы должны интегрироваться в российское общество и уже внутри этого общества должны бороться с армянским фактором. Мы обязаны занимать в российском интеллектуальном сообществе и интеллигенции свое место. Только тогда мы сможем внедрять своих соотечественников на государственные посты Российской Федерации. Я преподаю в МГИМО будущим дипломатам. Через меня в год проходят 16 студентов — будущих дипломатов. Я их обрабатываю, и надеюсь, что в будущем они станут проазербайджанскими дипломатами».
В каком именно «проазербайджанском» духе наставник российских дипломатов «обрабатывает» своих студентов, сам наставник потом пояснил. Багиров с гордостью отметил, что часто публикуется в российской прессе, где доказывает, что Азербайджан — «часть Великого Турана и несет в себе туранскую культуру». Отсюда следует прямой вывод, что будущие «проазербайджанские» представители российского МИД, благодаря своему наставнику, погружаются с головой в пантюркистскую идеологию в лучших традициях Зия Гекальпа, основателя «Серых волков» Альпарслана Тюркеша и далее везде. Указанная пантюркистская идеология считает Поволжье, Урал, Северный Кавказ и север Дальнего Востока «историческими территориями Великого Турана».
В «облегченном» варианте, который сейчас популярен среди азербайджанских историков, пантюркизм — это концепция собирания земель «исторического Азербайджана», куда включены Южный Дагестан, Тбилиси, населенные азербайджанцами районы Грузии, а также Армения. Ереван в представлении особо шовинистически настроенных бакинских историографов — это «древний азербайджанский город Эривань», а сама Республика Армения — «азербайджанское ханство, основанное на месте поселений тюркского племени Устаджлу» (так, в частности, сказано в статье азербайджанской журналистки Шелале Гасановой, опубликованной 14 апреля прошлого года на сайте Haqqin.Az).
Все вышеизложенное — краткий конспект той теории «Великого Турана», которую продвигает в российскую публицистику и сознание будущих российских дипломатов преподаватель МГИМО Абузар Багиров. Было бы еще понятно, если бы господин Багиров делал это, работая в дипломатических вузах Баку или Анкары. Но он делает это, будучи гражданином России и преподавателем МГИМО, сотрудником дипломатического корпуса России.
Флаги, гимны и диаспоры
В официальную часть прошедшего в конце сентября 2015 года объединительного съезда азербайджанцев России не попал еще один важный момент. В начале и завершении каждого проводимого в РФ национального мероприятия такого рода, как правило, звучат национальный гимн России и той страны, выходцами из которой являются делегаты мероприятия. Обязательно поднимается флаг России. К большому удивлению, собравшиеся в посольстве Азербайджана в Москве граждане России азербайджанской национальности заявили, что не признают другого флага, кроме флага Азербайджана, и служат только президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву.
В знак подтверждения своих слов на своем объединительном съезде азербайджанцы отказались поднимать российский триколор и включать гимн РФ. Представители азербайджанских НКА России, российские граждане, демонстрировали уважение только трехцветному полотнищу мусаватистского правительства Мамед-Эмина Расулзаде (правительство Азербайджанской Республики с 9 ноября 1918 по 20 апреля 1920 — EADaily). Само собой, что лидеры региональных азербайджанских автономий России пели стоя только под «Марш Азербайджана» — нынешний гимн южнокавказского соседа России.
Неприятно изумляет, что это делали не какие-то азербайджанские политики и чиновники, собравшиеся в Баку обсуждать свои внутренние проблемы, а наиболее видные и известные представители азербайджанской диаспоры России, многолетние обладатели российского гражданства. Кроме того, вопросы жизни и деятельности в РФ национальных диаспор — это не только личное дело диаспор, но и всей России. Стоило бы напомнить прописную истину: главный принцип нормальной жизни диаспоры в какой-либо стране — это уважение к стране, ее законам и государственным символам. Особенно, если члены национальных диаспор — граждане этой страны.
Те граждане США, которые по происхождению являются итальянцами или евреями, на своих национальных собраниях обязательно чтят государственные символы США. Аналогично делают татары из татарской общины Финляндской Республики. Стоит признать, что финляндские татары не меньшие патриоты Финляндии, чем финны или шведы. Также замечено, что качество преподавания татарского языка и татарской культуры среди татар Суоми куда выше, чем в Республике Татарстан.
Вспоминая «Серых волков»
Отсюда вывод: то, что представители азербайджанских НКА России — граждане РФ — отказались на своем собрании уважать государственные символы РФ, есть провокационный умысел, который, вероятнее всего, имеет далекоидущие цели. В связи с этим стоит вспомнить скандал, который устроили в конце декабря прошлого года представители НКА азербайджанцев города Дербента. Представители этой НКА сделали свою групповую фотографию, где они, обнявшись, сложили пальцы правых рук в жесте турецкой террористической группировки «Серые волки». Эта фотография была потом «расшарена» в соцсетях лидером дербентской НКА азербайджанцев Тельманом Гаджалиевым. Дагестанцев поразило, что провокационное фото получило «лайки» от многих видных азербайджанцев Дагестана, к примеру, директора музея «Нарын-Кала» Али Ибрагимова и бывшего министра государственного имущества Дагестана Имрана Гусейнова. Перед тем, как Гаджалиев сделал эту публикацию в Facebook, участники этого «волчьего» флэшмоба устроили еще одну акцию: практически одновременно постили в своих аккаунтах фото или видео с волками. По времени эта акция совпала с мерами российского правительства по введению санкций в отношении Турецкой Республики, ставших следствием нападения 24 ноября «Серых волков» на российский самолет в Сирии и убийства «волками» российского летчика Олега Пешкова, Героя России посмертно. Практически все участники «волчьей» кампании в соцсетях — граждане России, известные в Дагестане люди.
Как это ни странно, некоторые СМИ Азербайджана, после огласки «волчьего» скандала в дагестанской прессе подтвердили, что представители азербайджанской НКА Дербента складывали пальцы рук в виде головы волка не потому, что просто любят диких предков домашних собак. Азербайджанский журналист Бахром Батыев заявил, что «Серые волки» якобы «находятся в оппозиции к Реджепу Эрдогану», поэтому россияне, которые возмущаются демонстрацией «волчьего жеста» азербайджанцами Дербента, провоцируют межнациональную рознь. А в материале «Зло нависло над азербайджанцами в Дербенте», опубликованномв конце января на сайте Newsday.Az, автор возмутился тем, что в России «Серых волков» вдруг приравняли к запрещенным в РФ террористическим группировкам «Аль-Каида» и ДАИШ.