Уполномоченный по правам человека Азербайджана Эльмира Сулейманова в очередной раз громко опозорилась. Правда, нынешний кикс не выдерживает сравнения с самым известным ее заявлением о том, что будапештский убийца Сафаров должен быть примером для молодых. Тем не менее скандал вышел довольно шумный, ибо престарелая ханум вновь выставила себя заведомой лгуньей и дезинформаторшей. Да так нагло и непотребно, что международная организация вынуждена была официально опровергнуть ее слова. Даже бакинские СМИ воздержались тиражировать ложь уполномоченной — отметилась всего пара всеядных сайтов.
СУТЬ ДЕЛА ТАКОВА. В БУХАРЕСТЕ НЕДЕЛЮ НАЗАД ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ Генеральной ассамблеи Европейского института омбудсменов (ЕИО), в котором принял участие и защитник прав человека Арцаха Рубен Меликян. Вскоре в сети было распространено видео с мероприятия, на котором видно, как Меликян выступает на тему образования детей с ограниченными возможностями, а ханум уполномоченная пытается протестовать против участия омбудсмена Арцаха, заведя опостылевшие всем песни про терцелостность и пр. Генеральный секретарь ЕИО Джозеф Зигел сразу пресекает попытки помешать выступлению, напоминая Сулеймановой о недопустимости политизации заседания. Видимо, взбешенная тем, что ей не удалось выполнить государственное задание, которое получают все без исключения участники международных мероприятий от Азербайджана, уполномоченная не нашла ничего лучшего, как по приезде в Баку заявить обратное: ей, дескать, удалось «предотвратить» выступление Р. Меликяна и даже добиться исключения его из организации. Порочные привычки, как говорится, вторая (а в данном случае, скорее всего, и первая) натура, но вот как быть с видеозаписью заседания, Сулейманова не объяснила, а журналист, естественно, об этом не спросил.
Эта грубая деза была спокойно и с достоинством опровергнута самим Рубеном Меликяном. «Заявление не соответствует действительности. Я активно и достаточно эффективно участвовал в мероприятии», — сообщил он, добавив, что в ходе мероприятия достигнуты договоренности о его участии в нескольких предстоящих международных мероприятиях. Спустя еще пару дней выступил сам генсек ЕИО Джозеф Зигел, призвавший азербайджанские СМИ не распространять дезинформацию относительно участия омбудсмена Арцаха в заседании Генассамблеи. В заявлении, размещенном на сайте ЕИО, отмечено, что члены организации делятся на институциональных и индивидуальных и Рубен Меликян относится к числу индивидуальных. Зигел опровергает сообщение Сулеймановой, подчеркивая, что «институт не исключал индивидуального члена от Нагорного Карабаха, так как не занимается политическими вопросами и не допускает политического воздействия». Генсек призвал азербайджанские СМИ — в частности, сайт минвал.аз — откорректировать сообщение под заголовком «Омбудсмена» сепаратистов вышвырнули из Европейского института», подчеркивая, что оно не соответствует действительности.
НА НАШ ВЗГЛЯД, ДАВНО ПОРА СТАВИТЬ ВОПРОС О ТОМ, ЧТОБЫ ВЫШВЫРНУТЬ из членства в ЕИО и остальных международных организаций омбудсменов саму ханум Сулейманову — хотя бы с того дня, когда она одной из первых выступила защитницей будапештского убийцы с топором в руках. Второй раз она выставила себя на всеобщее посмешище в декабре прошлого года, когда присвоила право говорить от имени Международного Комитета Красного Креста в стремлении защитить другого убийцу — осужденного в Арцахе на пожизненное заключение за расстрел 17-летнего подростка и прочие преступления диверсанта Дильгама Аскерова. В частности, 9 декабря, ссылаясь на руководителя МККК, она заявила: «Нам было сказано, что предъявленное Дильгаму и Шахбазу незаконным судом наказание не соответствует нормам международного права и противоречит ему». Обычно весьма сдержанная, корректная и не позволяющая себе резких заявлений организация вынуждена была выступить с опровержением — настолько беспрецедентно наглой была ложь высокопоставленной азербайджанской чиновницы. В результате Сулейманову вынудили признать собственное вранье и публично подтвердить, что МККК никогда не высказывается о причинах задержания, о правовых аспектах содержания под стражей и правомочности приговора.
Эльмира Сулейманова, будучи первым омбусдменом Азербайджана, сидит в этом кресле вот уже 15 лет и скоро должна расстаться с должностью. Сказать, что она за эти годы весьма успешно справилась с задачей напрочь дискредитировать этот институт, означает ничего не сказать: в стране, где нарушения прав человека и политические репрессии против инакомыслящих носят массовый характер и уже поставили Азербайджан на грань санкций и исключения из Совета Европы, роль омбудсмена изначально была сведена к прикрытию этих преступлений и верному служению лично президенту. Собственно, в государстве, где все поставлено с ног на голову, где грубое искажение реалий и прославление убийц на государственном уровне превращено в официальную политику, иначе быть не может — в противном случае ханум вряд ли продержалась бы на своем посту два срока, тем более при наличии столь скандальных инцидентов международного уровня.
Однако у занимающего эту должность человека есть и иная, не менее важная обязанность, как у всех остальных чиновников и просто представителей Азербайджана, выезжающих за рубеж для участия в разного рода мероприятиях. Перед ними четко ставится задача поднимать вопрос о «20% и терцелостности» с последующими излияниями ненависти и попытками экспортировать армянофобию на международные площадки. При этом в азербайджанской делегации обязательно присутствует человек, задача которого и состоит в том, чтобы зорко контролировать ситуацию и по возвращении доложить о выполнении членами группы этой главной задачи.
МНЕ ДОВЕЛОСЬ СТАТЬ ОЧЕВИДИЦЕЙ ОДНОГО ТАКОГО СЛУЧАЯ В ШВЕДСКОМ ГОРОДЕ ЛУНД, где в одной аудитории встретились представители институтов омбудсмена Армении, Грузии и Азербайджана. Вопрос Арцаха был первым, который попыталась было поднять Сулейманова, видимо, чтобы сразу поставить галочку об успешном выполнении задания. Да не тут-то было — ответное выступление тогдашнего омбудсмена Армении Ларисы Алавердян было настолько четко выверенным в правовом плане с обилием неоспоримых фактов, что азербайджанская делегация сразу усекла, что лучше эту тему не поднимать вообще. Все последующие 10 дней Сулейманова боялась приближаться к нашей делегации ближе чем на несколько метров, заткнувшись и более не заикаясь на тему Арцаха.
Было это в 2005 году, в Армении с тех пор сменилось уже 3 защитника прав человека, работает сегодня четвертый, а Сулейманова бессменно сидит 15 лет на своем месте как верный цербер Алиевых внутри страны и именно благодаря этому. Более того, она вынуждена платить за сохранение должности еще и тем, что периодически ставит саму себя в крайне неудобное положение перед коллегами, уличающими ее во лжи на высоком международном уровне. По всей вероятности, 80-летнюю омбудсменшу это абсолютно не смущает, ибо каков поп — таков и приход. Эльмира Сулейманова во всех смыслах абсолютно гармонично соответствует своему патрону, хотя все же не может соперничать с ним по части публичного вранья и скандальной славы. Иного уполномоченного от страны, где защита прав человека всецело подчинена интересам авторитарной власти, вряд ли стоило ожидать — и это фактически признается и осуждается международным сообществом, уже второй раз выносящим постыдный выговор защитнице убийц.