Азербайджанский народ уже давно страдает особым видом заболевания, которое называется армяноманией: они все делают потому, что это сделали армяне. А если армяне чего-то не делают, значит азербайджанцам это в голову прийти не может. Об этом пишет сайт азербайджанского оппозиционного интернет-телевидения «Meydan TV» со ссылкой на Алекпера Алиева, который в свою очередь цитирует доктора философских наук Айдына Ализаде.
«Армяне для нас – эталон всего. Это центр вселенной, точка отсчета, от которой мы отталкиваемся. Все наши помыслы, устремления связаны с этим понятием. Когда говорят, что у вас что-то плохо, наши, вместо того чтобы это исправить, говорят, что в Армении это же еще хуже», – говорится в публикации.
По словам Алиева, армяне всплывают на поверхность каждый раз, когда кто-то позволяет себе критику в адрес азербайджанцев или чего-то азербайджанского. А несогласные с ним всегда прибегают к железному, проверенному, неоспоримому и идиотскому аргументу – «Нас ведь читают армяне».
«Да, представьте себе, армяне умеют читать. Плохо, что они умеют это делать и даже пользоваться Интернетом. Было бы здорово, если бы они не умели ни то, ни другое. Тогда, наверное, критика воспринималась бы азербайджанцами как критика, а не нечто, чем армяне могут «вооружиться» против нас. Тогда отпала бы необходимость оглядываться каждый раз на «коварных соседей», которые только и ждут повода, чтобы позлорадствовать и вонзить нож в спину. Именно так ведь, да?» – иронизирует автор.
Однако, по мнению Алиева, в Азербайджане создалась критическая и экстремальная ситуация, когда для вынесения мусора, который «нельзя выносить из избы» и «от которого уже двинуться некуда», нужно привлекать несколько мусороуборочных машин.
Приводя в пример классиков других стран, которые с не меньшей жесткостью критикуют собственные страны и народы, автор отмечает, что каждая здоровая нация занимается самобичеванием, и этого права, наряду с гордостью за свою принадлежность к народу и общности, еще никто не отменял. По мнению Алиева, есть люди, которым конструктивное «самобичевание» ближе по душе, чем деструктивное самолюбование.
«Но, для нас очень важно, чтобы армяне тоже критиковали себя. Если они читают нас и радуются нашим порокам, то мы тоже должны читать их и радоваться их недостаткам. Мы, сошли с ума, ибо равнение на армян стало идеей фикс для азербайджанцев. А причина в том, что мы, в отличие от армян, не читаем и не ведаем, что творится у них на литературном поприще и в публицистике. Что писали их классики, кто такие Туманян, Матевосян, чем дышат сегодняшние авторы, как они характеризуют свой народ и страну», – пишет он.
Он назвал заблуждением уверенность в том, что у армян нет людей, указывающих на эти пороки. Они есть. Цель критики, создание демократической ситуации, платформы для обсуждений, в конце концов условий, в которых высказывание собственной точки зрения, претензия на истину и попытка понять свое место в мире не караются ни обществом, ни законом, пишет Алиев.
По словам Алиева, авторитарной и клептократической политической власти Азербайджана, «как хлеб и вода необходимы примитивные представления об азербайджанском народе, как о носителе высоких идеалов, ценностей, феноменальной нравственности и морали». Они огня боятся критического мышления и трезвой самооценки.
«Трезво мыслящий народ, не станет клевать на культивацию придуманного и не имеющего под собой почвы, «исключительного места азербайджанцев в мире». Кормить умного, образованного человека сказками, задача невыполнимая», – резюмирует автор.