Очередная группа граждан Азербайджана арестована в Баку по подозрению в шпионской деятельности. Как сообщает Служба госбезопасности АР, “разоблачены и привлечены к уголовной ответственности действовавшие в Баку и других регионах страны члены шпионской сети — граждане Азербайджана Ягубов Мухтар Джамал оглу, Ахмедов Шакир Ханлар оглу, Зейналлы Зека Абыш оглу, Аббасзаде Сабухи Октай оглу, Нуриев Хадушукюр Маджид оглу и Гусейнов Кямаледдин Исахан оглу”.
На спецслужбы каких именно стран “работали” арестованные, СГБ АР умалчивает. Не исключено, что им, чьими бы они ни были, по сложившейся в Баку традиции припаяют “шпионаж на Армению”, хотя на деле и это “шпионское дело” окажется результатом внутриполитических разборок в Азербайджане. Так уже было всего пару месяцев назад.
5 мая пресс-служба МО Азербайджана заявила о “пресечении готовящейся армянами крупномасштабной диверсионной атаки на азербайджанские позиции”. А 7 мая ряд силовых и правоохранительных ведомств АР выступил с совместным заявлением о задержании по обвинению в “сотрудничестве с армянской разведкой” группы военнослужащих и гражданских лиц в Тертерском районе страны. При этом количество задержанных и их имена названы не были. Позднее из неофициальных источников стали известны личности шестерых задержанных, причем пятеро из них после задержания “скончались при невыясненных обстоятельствах”. О судьбе еще одного задержанного ничего не было известно. Через два дня азербайджанские СМИ, как по команде, стали распространять сообщения о, якобы, планировавшихся задержанными шпионами терактах в многолюдных местах Баку. Приводившаяся численность “завербованных предателей” переваливала за четыре десятка.
Между тем за день до заявления МО Азербайджана передовые части Армии обороны Арцаха зафиксировали факт интенсивной перестрелки и взрывов на азербайджанских позициях в указанном районе, позднее распространив видео обстрела азербайджанской артиллерией собственных передовых позиций. Баку в ответ не нашел ничего лучше, как запустить 15 мая по позициям ВС Арцаха ракету SPIKE, в результате чего была повреждена одна единица техники Армии обороны Арцаха. В Баку же заявили, что таким образом было, якобы, пресечено покушение на министра обороны Закира Гасанова — мол, армяне планировали сбить его вертолет системой ПВО “Оса”.
Тогда же не только армянские, но и некоторые азербайджанские комментаторы заявили о надуманности поставленного официальным Баку шпионского спектакля.
“Это была попытка военного переворота, а не происки армянской разведки”, — заявил, в частности, азербайджанский журналист, политэмигрант Бейдулла Манафов.
“События в армии, о которых так шумели представители власти некоторое время назад, оказались совершенно другого свойства, совершенно другого масштаба и иного характера. Среди писем полученных мною за последние дни, есть сообщения от разных источников, не связанных друг с другом. Эти сведения объединяет твердая убежденность в том, что министр обороны и начальник штаба раскрыли попытку военного переворота. Естественно, как положено, они доложили главнокомандующему. Тот обсудил со своим окружением и приказал именовать эти события, “происками разведки Армении”, — заявил Манафов.
По версии Манафова, у азербайджанского руководства были три основные причины отреагировать так жестко, назвав эти события заговором и шпионажем.
Первая причина — это раскрытие правды, которая могла подорвать и без того шаткое положение ни одного дня не служившего в армии так называемого верховного главнокомандующего. Вторая — позор перед противником на фронте. Третья — паника от одной лишь мысли, что переворот мог бы завершиться успешно.
“В апрельской рулетке Азербайджан потерял сотни жизней своих сыновей, а Ильхам Алиев потерял всего лишь фишки”, — говорит Манафов, отмечая, что часть этих фишек объединилась с намерением свергнуть ненавистного диктатора. В планах взбунтовавшихся военных был арест главы государства, его близкого окружения, верхушки минобороны, всех членов правительства и некоторых “особо опасных депутатов”.
Затем, по словам Манафова, планировался роспуск парламента, введение военного положения, создание центра временного военного управления сроком на полгода-год, а также проведение тотальной люстрации, открытый судебный процесс над Алиевым и возвращение награбленных богатств в судебном порядке.
После должны были состояться выборы нового состава парламента и президента страны, внесения необходимых и важных изменений в конституцию Азербайджана. По завершении всех этих действий повстанцы планировали отказаться от участия в управлении страной. Однако, как отмечает Манафов, военнослужащим не удалось претворить в жизнь намеченное, так как в их рядах оказался предатель, который все донес начальству.
Кроме того, по Манафову, Алиев и его супруга находятся в последнее время в паническом состоянии и все время куда-то спешат. Впопыхах были организованы арест оппозионного деятеля, заместителя Народного фронта Азербайджана Гезал Байрамлы и похищение из Тбилиси Афгана Мухтарлы. Все это привело к тому, что состояние здоровья Алиева значительно ухудшилось. Как отмечает Манафов, для людей, приближенных к алиевскому клану, не является секретом, что Алиев регулярно принимает психотропные препараты, скорее всего, из разряда антидепрессантов, чтобы хоть как-то выдерживать психологическую и физическую нагрузку.
Так что, не исключено, что арест новой группы “шпионов” — из той же серии. Примечательно, что в эти же дни азербайджанский оппозиционный новостной сайт Meydan.tv сообщил об убийстве 2 лиц, обвиненных в мае в шпионской деятельности. Жители Уджарского района рассказали корреспонденту Мейдан ТВ, что недавно неизвестные люди привезли в их село бездыханное тело одного из жителей села Шахлыг, военнослужащего ВС АР Мирзагулиева Рашида Гулу оглу. Глава муниципалитета села Ариф Ахмедов подтвердил смерть Рашида Мирзагулиева. По его словам, тело захоронили военные, не допустив близко никого из родственников. Однако давать какие-либо комментарии Ахмедов отказался, отметив, что ничего по данному делу не знает. Аналогичный случай произошел в тот же день в Шамкирском районе — привезли тело военнослужащего и похоронили без присутствия кого-либо. Лишь через несколько часов, поздней ночью, отец тайком раскопал свежую могилу сына и увидел, что на теле имеются многочисленные следы побоев и пыток. По словам отца, он был согласен на то, чтобы сына расстреляли как предателя родины, нежели вот так избили.
Ранее Meydan.tv сообщил об убийстве еще одного военнослужащего, обвиняемого в шпионаже, жителя того же села, военнослужащего контрактной службы Мирзалиева Эльчина Гулу оглу.
По сообщению Razm.info, на данный момент известны 9 имен задержанных, 8 из которых были убиты без суда и следствия, а судьба Искандерова Элвина Илгар оглу до сих пор не известна.
В соответствии с традициями азербайджанских правителей кампания по преследованию и устранению неугодных сопровождается наведением страха на население страны и на родных преследуемых. Последних под угрозой арестов, пыток и убийства вынуждают писать отказные не только от тех или иных родственников, но и от собственных детей. Так, мать и родной брат оппозиционера, экс-прокурора Видади Искендерли, находящегося в настоящее время в бегах в Грузии, в письме к президенту Азербайджана выразили негодование деятельностью Искендерли, который, как они пишут, “преднамеренно распространяет клевету об Азербайджане, поэтому его родные больше не воспринимают Видади как члена семьи” и “просят власти помочь избавиться от этого позорного клейма”.
Смещенный же с должности экс-заместитель начальника Государственной службы по мобилизации и воинскому призыву Азербайджана Новрузали Оруджов заявил, что готов принести в жертву “господину президенту” Алиеву свою жизнь и жизнь своих детей.
Отбывающие тюремное наказание родственники находящегося в политэмиграции главного редактора азербайджанской оппозиционной газеты “Азадлыг” Ганимата Захида отреклись от журналиста, попросили ликвидировать в их анкетных данных информацию о родственных связях с ним и исключить его имя из списка “узников совести”.
Примеров можно привести великое множество. Факт остается фактом — психоз сеющей ненависть и страх азербайджанской власти становится диагнозом для всей страны.