После октябрьского переворота 1917 года, очень много представителей интеллигенции эмигрировало из тогдашней России и оккупированных большевиками сопредельных территорий. Одним из таких людей был великий русский писатель Иван Бунин, который, покинув страну в феврале 1920 года, эмигрировал во Францию, где он и написал свои прекрасные произведения, став первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе, присужденную ему «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер». Несмотря на то, что с тех пор прошло почти сто лет, его произведение «Окаянные дни» и сегодня является востребованным, т.к., глядя на происходящее на тех же территориях, включая нынешний Азербайджан, многих современных почитателей Бунина не покидает ощущение «дежавю».
Из недавней истории мы все хорошо помним, как в СССР канонизировали Ленина, про которого Бунин написал: «выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей, а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?». И вот, такого человека все годы советской власти внедряли в сознание людей как спасителя отечества, посредством партийной идеологической машины с её репрессивным аппаратом, превратив его в нечто вроде божества, к которому шли поклоняться в Мавзолей его имени в Москве. В его честь в тогдашней стране Советов было названо всё, что только можно: премия, города и поселки, проспекты, аэропорты, заводы, ордена, денежные знаки, парки с его памятниками на каждом углу; кроме того, его бюсты можно было встретить в каждой школе и госучреждении…
О том, что в Азербайджане то же самое планируется сделать уже в XXI веке, я прогнозировал во многих своих публикациях задолго до официальной смерти Гейдара Алиева. И, как мы все помним, старт этому был дан в начале марта 2004 года, когда сын бывшего президента, Ильхам, издал указ об увековечении имени своего отца. Прошло всего несколько лет и сегодня в Азербайджане уже нет ни одного населенного пункта, где бы не упоминался очередной «спаситель нации». На каждом углу встречается имя Гейдара Алиева, который автоматически заменил Ленина, как говорится, «свято место пусто не бывает». Многим университетам, институтам и даже аэропорту присвоено его имя, центральный проспект, который назывался Московским, теперь стал Алиевским, дети в школах будут гейдарятами по аналогии с октябрятами Советского Союза, и многое другое из нашего «светлого» прошлого стало в Азербайджане реальностью. По всей стране вместо памятников Ленину и, что очень символично, на тех же центральных площадях всех городов и поселков Азербайджана, устанавливаются памятники Алиеву-отцу и, что также не может вызвать грустную улыбку, с вытянутой рукой и в направлении того самого «светлого» будущего. 22 апреля, день рождения Ленина, заменен на 10 мая, день рождения Гейдара Алиева, и отмечается как День Цветов. Естественно, и день смерти Гейдара Алиева отмечается каждый год как самое траурное событие в жизни страны, как когда-то отмечали 21 января, день смерти Ленина.
Еще несколько лет назад я предсказывал эти перемены, ведь для этого не надо быть Мишелем Нострадамусом. Для этого достаточно знать историю СССР и немножко — личность члена Политбюро Гейдара Алиева. Историю СССР в школе и институте я изучил неплохо, а с Гейдаром Алиевым судьбе было угодно познакомить нас близко сразу же после его возвращения во власть вслед за кровавыми событиями 4 июня 1993 года, когда при помощи спецслужб России было свергнуто демократическое правительство Абульфаза Эльчибея. Я работал тогда Управляющим Делами Парламента Азербайджана и потому достаточно часто и близко пересекался с Гейдаром Алиевым, ставшим тогда Председателем Парламента республики. Последний раз мы встретились в его кабинете, — в знак протеста я подал заявление о своей отставке, и у нас была довольно долгая и интересная беседа. Конечно же, он прошел сильную школу в недрах КГБ СССР и прекрасно разбирался в том, что такое власть и что ее легче захватить, нежели удержать. Поэтому он с первых дней стал сам создавать культ своей личности. Он прекрасно знал, как надо это делать и как надо поступать с теми, кто мешает. Неугодные ему политические противники планомерно, один за другим, оказывались в тюрьме, эмигрировали или внезапно уходили в мир иной.
Из истории СССР мы знаем, что так поступал сначала Ленин, а потом, после его смерти, это мастерски продолжил Сталин. Более того, канонизировав Ленина, последний стал каленым железом, по-сталински, внедрять это в сознание масс в виде вышеперечисленных атрибутов. Что потом стало с СССР и его орденами, Ленинскими и Сталинскими премиями, памятниками и прочей языческой дребеденью мы также знаем из истории. А что, разве в Азербайджане кроме меня никто не читал историю СССР? Ведь сегодня у власти находится вся бывшая партноменклатура, которая по долгу службы должна была знать ее лучше меня. Но тогда почему же эта власть так уверенно и с таким подобострастием и размахом занимается сегодня канонизацией Гейдара Алиева? Неужели она не понимает, что если за 75 лет это не прижилось в СССР, это тем более не приживется надолго в сегодняшнем Азербайджане? И разве история Азербайджана началась в 1969 году, когда Первым секретарем ЦК КП Азербайджана стал Гейдар Алиев? А разве в истории Азербайджана не было достойных государственных мужей до него? А как же быть тогда с тем, что в 1920 году идеологические предшественники Гейдара Алиева свергли первое буржуазное демократическое правительство мусаватистов во главе с основателем этого государства Мамедом Эмином Расул-заде? А может потому нынешняя власть и ненавидит партию «Мусават» и ее нынешнего лидера Ису Гамбара, видя в них главное препятствие своим планам? Не потому ли, как в свое время сам Алиев, его последователи всячески стараются убить в народе память об этих страницах истории? Такие вопросы я могу задавать и задавать бесконечно, да что толку!
Сегодня в Азербайджане вы не встретите достойного упоминания о М.Э. Расул-заде, созданной им партии «Мусават» и его сторонниках ни в школьных учебниках, ни в энциклопедии, ни в СМИ. Кругом один Гейдар Алиев. И коль нынешний режим Баку это делает, значит, он наплевал на свою прошлую историю и занимается ее перелицовыванием. «Человеческие очистки — самая низшая категория», — говорил Михаил Булгаков в рассказе «Собачье сердце». А что делать стране, где эти человеческие очистки управляют правительством, парламентом? Когда эти «хамелеоны», эти чеховские «очумеловы», как пресмыкающиеся, меняют свою окраску в зависимости от политической конъюнктуры, становятся угодливыми и по-рабски преданными к власть держащим и деспотичными — ко всем остальным?
Я не случайно вспомнил Бунина и его произведение «Окаянные дни», т.к., наблюдая современные реалии Азербайджана, данное название очень точно отражает суть происходящей трагедии в этой закавказской стране. Помощь классиков пера прошлого в осмыслении происходящего сегодня просто необходима, ведь нынешний Азербайджан с агонизирующим режимом Алиева никак не вписывается в нормы ХХI века. Вот только этот режим должен четко усвоить из истории СССР, что и в сегодняшнем Азербайджане, пока клан Алиевых будет продолжать внедрять в жизнь сценарий «ленинизма по-азербайджански», события рано или поздно пойдут совсем по другому сценарию, ведь «шариковых» алиевский клан расплодил очень много и им, как говорил Михаил Булгаков, «учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту…»
С подобным подходом к истории своей страны, будущее Азербайджана будет точно таким же, как недавнее прошлое страны Советов, когда в одночасье развалился этот «колосс на глиняных ногах». И это сделает тот самый народ, который сегодня, к сожалению, позволяет превращать себя в безропотную массу. Но, без всякого сомнения, очень скоро наступит то время, когда произойдет возрождение нашей нации, иначе и быть не может и именно об этом прекрасно сказал тот же Бунин: «Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят своей Родине за то, что все же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, что и Авель был среди сынов ее…»
Рамис Юнус