Те, кто в последние дни следил за новостным потоком на азербайджанских сайтах, могли прийти к одному-единственному выводу: это скоординированная, срежиссированная и, главное, запланированная информационная кампания с четкими и ясными целями. Натуральная истерия с вбросами интервью не известных широкой публике людей, комментирующих произошедшее 4 июля исключительно по лекалам азерпропа, моментально проведенными в разных странах шествиями, акциями, нотами протеста и пр. — организовать все это за несколько часов, согласитесь, невозможно. В бой была пущена самая эмоционально впечатляющая «артиллерия» в виде фотографий окровавленных тел бабушки с внучкой без какой-либо оглядки на чувства родных и принятые этические нормы. Но возникает вопрос: насколько это сработало?
ОБЗОР БАКИНСКИХ СМИ СПУСТЯ 3 ДНЯ ПОСЛЕ ИНЦИДЕНТА ДОКАЗЫВАЕТ ОДНО: массированная информационно-пропагандистская атака Баку не принесла желанных плодов. Об этом говорит хотя бы тот факт, что азерпроп в отчаянии обратился за комментариями к… звездам российского шоу-бизнеса и спорта. С другой стороны, что еще оставалось делать его деятелям, если ни одна серьезная международная инстанция так и не проявила ту реакцию, на которую очень сильно рассчитывали в Баку? Если отбросить в сторону заявления постоянных клиентов икорной дипломатии, а также спившихся и кормящихся нефтеманатами «экспертов», на поверхности останутся только нейтральные заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ и других международных институтов. В этих условиях азерпропу ничего не остается делать, кроме как трактовать эти заявления на свой лад и идти на откровенные подлоги, недомолвки и примитивную ложь. Запись помощника президента Новруза Мамедова, с обезоруживающей откровенностью 5 июля посетовавшего на отсутствие международной реакции «на убийство двухлетней азербайджанской девочки в результате армянских обстрелов», по всей вероятности, послужила сигналом к тому, чтобы начать искажать, а то и придумывать эту самую реакцию.
В результате утро пятницы ознаменовалось сообщениями о некоем «втором заявлении сопредседателей», «осуждающем армянскую агрессию». Пресс-секретарь МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев вообще заявил, что в нем «ясно видно, какой из сторон совершена провокация». На сайте ОБСЕ между тем никакого «второго заявления» не было. Выяснилось, что представитель Франции в ОБСЕ всего лишь зачитал документ от 5 июля и добавил к нему несколько пунктов. «Мы рассматриваем этот серьезный инцидент как провокационную акцию, которая подрывает мирные усилия и может спровоцировать срыв предстоящих переговоров. Мы напоминаем сторонам об их обязательствах, согласно Женевским конвенциям, воздерживаться от любых враждебных действий, которые могут привести к неприемлемым жертвам среди гражданского населения. Мы призываем стороны принять немедленные меры для разрядки ситуации и строго соблюдать соглашение о прекращении огня 1994-1995 годов», — сказал дипломат, согласно News.am.
В ЗАЯВЛЕНИИ НЕ УПОМИНАЕТСЯ НИ ОДНА ИЗ СТОРОН КОНФЛИКТА. Следовательно, слова «провокационная акция» можно с равным успехом отнести к любой из них — в том числе азербайджанской, которая первой нарушила режим прекращения огня, впервые после апрельской эскалации применив реактивные системы залпового огня TR-107 и спровоцировав тем самым Армию обороны на ответные меры. Более того, акцент на то, что данная акция направлена на срыв предстоящих переговоров, прямо указывает как раз-таки на Баку, который всеми способами пытается увильнуть от процесса, нацеленного в первую очередь на внедрение механизмов расследования. Посредники вновь напоминают о необходимости соблюдать соглашение о прекращении огня 1994-1995 годов, в то время как ни у кого уже не вызывает сомнений, какая именно из сторон первой нарушает его и кому в силу этого невыгодно установление виновника эскалации напряжения. Чему радуется Хикмет в свете сказанного — непонятно, с другой стороны, повторим: а что ему еще остается делать в условиях полного «безрыбья»?
Дальше — больше. Агентство Тренд помещает сообщение о заявлении Госдепа США под заголовком: «Единственное решение конфликта — урегулирование на основе принципа территориальной целостности — Госдеп США». Открываем сайт ведомства и читаем заявление на брифинге его представителя Хизер Нойрет : «США глубоко обеспокоены нарушением режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта, в результате которого погибли многочисленные мирные жители, в том числе, возможно, 2-летняя девочка. Это произошло возле линии соприкосновения. Мы выражаем искренние соболезнования семьям погибших. Вместе с сопредседателями МГ ОБСЕ мы призываем стороны прекратить военные действия и вернуться за стол переговоров. Наша политика в регионе ясна – единственным решением этого конфликта является урегулирование посредством переговоров на основании международного права, которое включает принципы неприменения силы, территориальной целостности и права на самоопределение». Обратите внимание: Нойрет использует слово «возможно», говоря о гибели ребенка. Не станем судить — какие резоны для этого имеются у Вашингтона, очевидно одно: в сказанном нет даже намека на вину армянской стороны и подчеркивается равноценность принципов территориальной целостности и права на самоопределение.
Тот же Тренд сообщил о том, что вице-президент Европарламента Ришард Чарнецки и докладчик по Азербайджану Норика Николаи выступили с совместным заявлением, «в котором категорически осудили военные преступления Армении». Отсутствие ссылки на первоисточник, а также каких-либо следов подобного заявления на сайте ЕП, явный «плагиат» замшелых тезисов азерпропа со стороны указанных лиц дают все основания сомневаться в том, что члены ЕП могли позволить себе столь одностороннее заявление. То же агентство сообщило о заявлении председателя Комитета по внешним связям ЕП Дэвида Макаллистера, cопредседателя ПА Евронест Ребекки Хармс и сопредседателя Комитета межпарламентского сотрудничества ЕС-Азербайджан Сайада Карима. И вновь ничего утешительного для Баку: выражение обеспокоенности эскалацией напряженности, приведшей к гибели гражданских лиц, глубокие соболезнования семьям и призыв к немедленному прекращению военных действий. Не оправдала надежд Алиева и ООН: ее пресс-секретарь заявил об обеспокоенности ростом напряженности в Нагорном Карабахе, призвал воздерживаться от военных действий и предпринять шаги по деэскалации ситуации.
МЕЖДУ ТЕМ 5 ИЮЛЯ В ЕВРОПАРЛАМЕНТЕ АБСОЛЮТНЫМ БОЛЬШИНСТВОМ голосов была принята резолюция, закрепляющая право народа Арцаха на самоопределение. Вопреки усилиям азербайджанских представителей, предлагавших в части Нагорного Карабаха оставить только принципы терцелостности и неприкосновенности границ, евродепутаты проголосовали за предложение армянской стороны. Кто-то еще на этом фоне удивляется тому, что азербайджанские СМИ ищут утешения в жилетках российских звезд шоу-бизнеса?
Паранойя (напомню специально для Хикмета Гаджиева и его соплеменников: хроническая душевная болезнь, характеризующаяся тяжелыми бредовыми переживаниями), как ни крути, не лучшее средство добиться своего во внешней политике. Всем, кто ответственно и профессионально подходит к вопросу, ясно, что произошло 4 июля на границе Арцаха с Азербайджаном. Но что еще, кроме паранойи с давно очевидными элементами клиники, остается провалившемуся и проштрафившемуся на всех фронтах убийце детей Ильхаму Алиеву?
Между тем
Телепортация Каспшика из Вены в Алханлу
Официальные, равно как и неофициальные структуры Азербайджана, давно взяли на вооружение методику искажения, фальсификаций, перевирания фактов и заявлений. Не отстают от них азербайджанские СМИ, с подачи различных ведомств активно распространяющие дезинформацию, пишет News.am, отмечая, что на сей раз представители азербайджанской прессы зашли слишком далеко, попытавшись представить откровенную дезинформацию в качестве фактов.
После событий 4 июля азербайджанская сторона в свойственном ей истерическом тоне пытается представить все заявления как прямые обвинения в адрес Армении. Увлекшись, азербайджанские СМИ распространили выдуманные сообщения. Сначала СМИ, ссылаясь на представителя МИД АР, сообщили о том, что личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анджей Каспшик «начинает расследование», затем — о том, что посол Каспшик «посетил место гибели двухлетней Захры и ее бабушки». Корреспондент агентства обратилась в секретариат ОБСЕ с вопросом о том, соответствуют ли данные сообщения действительности. В официальном ответе из управления Каспшика сообщается: «По просьбе азербайджанской стороны и следуя указаниям посла Каспшика, который находился в Вене для информирования Минской группы, 5 июля в деревню отправился один полевой помощник из офиса личного представителя действующего председателя, в то время как другой помощник в то же время направился на противоположную сторону, на участок линии соприкосновения, пострадавший от инцидента. У офиса нет мандата на расследование, но оба полевых помощника смогли ознакомиться с ситуацией на месте».
Как явствует из ответа, посол Каспшик не посещал село Алханлу. Более того, личный представитель действующего председателя не начинал расследования, как это утверждает представитель МИД Азербайджана.