Как поссорились Тофик и Сталик
Тофик — это Тофик Аббасов. Он журналист, живет в Азербайджане. И не просто журналист, а целый советник Бакинского международного центра мультикультурализма и главный редактор газеты NEW Baku Post. Сами понимаете…
А СТАЛИК – ЭТО СТАЛИК ХАНКИШИЕВ, КУЛИНАР И РЕСТОРАТОР. ТОЖЕ АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ, но, в отличие от мультикультурного Тофика, давно уже живет не в Азербайджане, а в просто России. И, может, оттого, что живет он не в мультикультурном Азербайджане, а в просто России, не выдержала тонкая душа кулинара Сталика, и сделал он своим соотечественникам замечание. Дескать, нельзя злорадствовать по поводу смерти человека, даже если вы его не очень любите. Речь о блогере Антоне Носике, который отличался манерой говорить нелицеприятные вещи и давать честные оценки. И среди прочих своих категоричных утверждений как-то заявил, что государство Азербайджан – это историческая ошибка и недоразумение.
Так вот, после кончины Антона Носика в азербайджанском сегменте соцсетей так бурно возрадовались, что московский ресторатор Сталик Ханкишиев почел своим долгом отреагировать, назвал эту вакханалию «плясками на костях», призвав азербайджанское общество «не злорадствовать», поскольку выглядит это «жалко и недостойно». «Ведите себя так, чтобы наши дети нами гордились», — написал на своей странице в Фейсбук Сталик Ханкишиев.
На этом эта история закончилась бы, если бы не бдительный Тофик. Оказалось, что у него тоже очень тонкая душа и слова Сталика ему очень не понравились. Он заявил, что лучше бы Сталик занимался своей кулинарией, а не лез с замечаниями куда не следует. Оказывается, по Тофику, Сталик проявил политическую близорукость и совершил тяжелую политическую ошибку.
На этом следовало бы поставить точку, в конце концов, все мы порой проявляем политическую близорукость и делаем политические ошибки. Но Сталик оказался не таким человеком, чтобы промолчать. «Кляузничество, провокации, пасквили — это типичный набор метода подлецов, которые стараются занять место под солнцем и отталкивают локтями тех, кто хоть что-то умеет делать на самом деле. Вы думаете, я один стал их жертвой? Вы думаете, только в Азербайджане такое возможно? Есть люди и поталантливее меня, которые благодаря тофикамаббасовым теперь в опале и отстранены от телеэфира и СМИ — как будто и не было их никогда. И правда все равно восторжествует, а если и нет, то есть замечательные слова: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное», — продолжил полемику Сталик.
МОСКОВСКИЙ РЕСТОРАТОР ПРИЗВАЛ ТОФИКА БЫТЬ МУЖЧИНОЙ: «Давайте скрестим пусть не шпаги, а хотя бы клавиатуры наших компьютеров. Выбирайте любую удобную для вас площадку, я уступаю это право. Я точно знаю, что мировое сообщество не согласится с победой дикарей. Следовательно, мы должны изводить дикарские обычаи и нравы из среды азербайджанцев, воспитывать молодежь в духе подлинного исламского гуманизма и принципов морали». Как говорится, флаг вам в руки, дорогой товарищ Сталик! У Минской группы ОБСЕ пока никак не получается, может, удастся вам…
Активная полемика продолжается. Азербайджанский сегмент соцсетей раскололся на две неравные части. Большая часть поддерживает Тофика, меньшая Сталика. Сторонник Тофика, некий Пярвиз Гусейнов, к примеру, пишет следующее: «Сталик, идет жуткая война. Жестокая. В ней нет никакой морали… Нам нужна победа любой ценой. В том числе и моральной, вернее, ее отсутствия. Ибо когда победим, то сами напишем историю. Ее, как мы знаем, пишет победитель. Если мы проиграем, ее будем писать не мы».
Сталик держит оборону и пытается разъяснить свою позицию. «Любые пляски на костях отвратительны по своей сути — таковы нормы морали в современном мире. Даже если этот враг повержен в бою, только дикарь может глумиться над его трупом. Празднуют победу, а не смерть противника. Нормальное поведение — передать погибшего врага для захоронения стороне противника, а не отрезать ему голову и насадить на палку», — пишет Сталик, забыв про свое главное и гораздо более благородное, чем полемика с Тофиком, занятие.
«Зверями становиться нельзя даже из патриотизма. Понимаете? Нельзя плясать на костях, нельзя глумиться над поверженным противником, нельзя насиловать женщин и детей — пусть они и жены и дети врагов. Нельзя!», — призывает Сталик. А один оппонент ему очень так откровенно отвечает: «А кому это делали азербайджанцы кроме армян? Это было не проявление дикости, а культура мести!»
Мы практически уверены, что хороший кулинар Сталик в этой полемике обречен на поражение. Силы слишком неравны. И тут уместно вспомнить, как российский генерал Александр Лебедь в своей книге «За державу обидно», вспоминает, как в Азербайджане, где Лебедь тогда служил, отреагировали на Спитакское землетрясение. Этот отрывок привел один из армянских пользователей соцсетей. Напомним его и мы.
АЛЕКСАНДР ЛЕБЕДЬ: «ВЕЧЕРОМ 7-го ПО ПРОГРАММЕ «ВРЕМЯ» БЫЛО ОБЪЯВЛЕНО, что в Армении колоссальное землетрясение. Полностью разрушены города Спитак и Ленинакан, в той или иной степени пострадало большое количество других населенных пунктов. Точное количество жертв неизвестно, но предварительно оно огромно и исчисляется десятками тысяч человек. Единственный телевизор стоял в фойе нашей импровизированной комендатуры, и смотрели его все: офицеры штаба, солдаты опергрупп, работники райисполкома. Диктор продолжал говорить о чем-то другом, но его не слушали, более того, вскоре телевизор кто-то выключил. В фойе повисла гнетущая тишина.
В эту тишину внезапно ворвался какой-то звук, точнее, гамма звуков, сливающихся в какой-то один, общий, торжествующий радостный вой, все более усиливающийся. Я было решил, что у меня слуховые галлюцинации, но, судя по тому, как все закрутили головами и начали прислушиваться, это было не так. В торце здания находился небольшой балкон. Выход на него был из коридора. Пытаясь разобраться в природе звуков, я и со мной пять или шесть офицеров вышли на этот балкон. В считанные секунды все стало ясно. На противоположной стороне улицы, наискосок от здания райисполкома, стояла большая жилая девятиэтажка.
Во всех без исключения окнах горел свет, на всех балконах орали, визжали, улюлюкали, дико хохотали люди. Вниз летели пустые бутылки, зажженная бумага, еще какие-то предметы. Девятиэтажка не была одинокой в проявлении своего каннибальского восторга. Аналогичная картина наблюдалась во всех близлежащих домах. Район светился и исступленно-восторженно выл. Люди, считающие себя цивилизованными, в той или иной степени воспитанные и образованные, многие, надо полагать, верующие, исповедующие заповеди Корана, вот эти все люди в единодушном порыве неприлично, варварски праздновали колоссальное чужое людское горе».
Приведенный отрывок говорит сам за себя. И про дикость, и про «культуру мести», и про «мультикультурный» Азербайджан. И про то, что в полемике с Тофиком Сталик обречен на поражение.